По оценкам экспертов в России жертвами торговли людьми становятся ежегодно примерно 35–60 тысяч человек. При этом работорговля преследует различные цели. Как правило, это принуждение к оказанию сексуальных услуг. Но в последнее время «рабов» стали активно привлекать к бесплатному труду, к участию в вооруженных формированиях, а также с целью изъятия органов для трансплантации. Задействовали даже младенцев, которых обычно «арендуют» для попрошайничества.
Рабы-олигофрены
На месте выяснилось, что живой товар по цене в 20 тысяч рублей за каждую девушку продали в бордель
Эксперты утверждают, что проблема давно приобрела транснациональный характер. Особенно это касается работорговли для принудительного занятия проституцией. Соглашаясь на предложение поработать за приличные деньги танцовщицей в баре или гувернанткой в иностранной семье, российская девушка всегда рискует оказаться в притоне без надежды вернуться обратно домой. Чаще всего наших соотечественниц вывозят в страны Европы и Америки. Но в последние годы русские красавицы пользуются огромным спросом в азиатском и ближневосточном регионах и даже в странах Африканского континента.
Впрочем, вывозят не только за рубеж. В 2004 году Ногинский городской суд Московской области вынес приговор двум женщинам и мужчине, которые занимались поставкой несовершеннолетних из Борисоглебска Воронежской области в притоны Московского региона. Симпатичным девушкам обещали высокооплачиваемую работу продавцами в Московской области. Но уже на месте выяснилось, что живой товар по цене 20 тысяч рублей за каждую девушку продали в бордель. И это не самая низкая ставка. В Объединенных Арабских Эмиратах за наших девушек дают 5–7 тысяч рублей.
Людей продают в рабство и для работы по хозяйству. Как правило, жертвами оказываются психически нездоровые люди. В прошлом году Тюкалинский городской суд Омской области вынес приговор некоему гр-ну Дыкову, который в течение нескольких лет незаконно удерживал у себя для работы на приусадебном участке четырех человек. На глазах малолетних детей «хозяин» унижал и избивал рабов-олигофренов.
Нередко в торговлю живым товаром вовлекаются и представители правоохранительных органов. Два крупных дела дошли недавно до суда в Астраханской и Волгоградской области. Сотрудники органов внутренних дел и отдела линейной милиции решили нажиться на нелегальных мигрантах. Блюстители общественного порядка прямо с поездов снимали приехавших к нам на заработки таджиков и узбеков, а затем продавали их в рабство.
Оценить опасность
Меры государственной защиты распространяются отныне и на жертв работорговли (фото GettyImages) |
Законопроект «О противодействии торговле людьми» пылится в здании на Охотном Ряду с 2003 года. После единогласного одобрения документа в рамках парламентских слушаний его отложили. Как пояснила газете ВЗГЛЯД руководитель межведомственной рабочей группы Елена Мизулина, очередное обсуждение проекта пройдет теперь только в феврале 2006 года. Именно такое решение было принято в четверг на заседании группы в Думе.
Тем не менее многие положения законопроекта уже воплотились в жизнь в качестве многочисленных поправок. С инициативой внесения дополнений в Уголовный кодекс в 2003 году выступил президент. В результате за работорговлю карают теперь лишением свободы сроком до пятнадцати лет. С 1 января 2005 года вступил в силу и закон О защите потерпевших и свидетелей. Согласно документу меры государственной защиты распространяются отныне и на жертв работорговли. По мнению экспертов, это существенно облегчает работу с пострадавшими и в немалой степени способствует раскрытию преступлений на этой почве.
Между тем за время действия поправок до суда дошло не так много дел по этой категории. В 2004 году предметом судопроизводства стало всего около 14 дел, связанных с незаконной торговлей людьми и использованием рабского труда. «Однако оценивать опасность такого явления только по количеству возбужденных дел не стоит. Это явление похоже на айсберг», – пояснила глава рабочей группы. При этом речь идет о смежных с торговлей людьми преступлениях – организация проституции, содержание притонов, детская порнография. Сложность проблемы связана и с нерешенными пока вопросами нелегальной миграции.
В связи с этим разработчики законопроекта настаивают на необходимости его скорейшего принятия. Как рассказала газете ВЗГЛЯД Елена Мизулина, документ определяет правовые и организационные основы противодействия торговле людьми. Дело в том, что в нашем законодательстве до сих пор отсутствует четкое толкование термина «работорговля». А значит, можно наказать не всех виновных.
В рамках документа предусмотрено и создание межведомственного координационного центра по противодействию работорговле. Однако пока не известно, какое заключение по этому поводу подготовят в правительстве. По словам Мизулиной, именно это положение в документе стало причиной его «откладывания в долгий ящик» в 2003 году.
Вряд ли в Кабинете министров согласятся на дополнительные расходы и на этот раз. Хотя такому органу авторы законопроекта предлагают придать всего лишь статус комиссии при президенте. Между тем большие финансовые затраты может повлечь за собой предложение по формированию специальных учреждений – убежищ для временного проживания жертв торговли людьми и центров по оказанию помощи.