Прибывшие на место происшествия оперативники обнаружили на обочине джип Mitsubishi Pajero с пулевыми отверстиями на лобовом стекле и в трехстах метрах от него Mercedes-Benz.
Как позже выяснилось, во второй машине находились бывший владелец Содбизнесбанка и «Кредиттраста» Александр Слесарев с супругой, к моменту приезда оперативников уже скончавшиеся от полученных ранений, и две дочери банкира – 7 и 15 лет. Обе они с ранениями были доставлены в больницу, однако старшую девочку спасти не удалось.
Источник в правоохранительных органах сообщил в беседе с корреспондентом «Интерфакса», что в машине Слесарева находилась и девятилетняя племянница банкира Софья Михайлова, которая также была доставлена в больницу, однако официальные источники в МВД и прокуратуре пока не подтвердили эту информацию.
Выжил только водитель
Все стратегические решения в банках принимал лично Слесарев, и именно его называют владельцем
По данным ИТАР-ТАСС, банкир с семьей направлялся в монастырь, находящийся в городе Старый Оскол. В поездке его сопровождали пассажиры Mitsubishi – пенсионерка 1925 года рождения и священнослужитель. Вместе с водителем джипа они были доставлены в больницу. Как сообщают «Вести.Ру», из находившихся во второй машине выжил только получивший множественные огнестрельные ранения водитель.
Через некоторое время правоохранительным органам удалось найти машину, из которой велась стрельба. Сгоревшую Audi A-8 обнаружили на Мещерском шоссе, недалеко от поселка Горки Ленинские Ленинского района. Внутри милиционеры нашли автомат Калашникова и пистолет Макарова, гильзы от которых были разбросаны на месте убийства. По сведениям ИТАР-ТАСС, машина была снята с учета в одном из регионов и с тех пор на учет нигде не ставилась.
Как предполагает предварительное следствие, Audi поравнялась с машинами банкира и его спутников, двигавшимися в сторону области, убийцы открыли огонь, а затем скрылись с места преступления.
Сбор улик и осмотр места происшествия продолжались весь день. Прокуратура Московской области возбудила уголовное дело по статье 105, ч. 2 УК РФ (убийство двух и более человек). В настоящее время следствием рассматриваются несколько версий произошедшего, однако основной причиной убийства в правоохранительных органах считают профессиональную деятельность покойного и его возможные связи с криминальными структурами. По словам источника «Интерфакса», «убийство могло быть связано с отзывом банковских лицензий и невыполнением банковских обязательств».
Измайловский таксист
Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев |
Как пишет журнал Forbes, «Слесарев всегда предпочитал оставаться в тени — официально на него не записана ни одна из компаний. В Содбизнесбанке, а также в «Кредиттрасте», предположительно принадлежащем Слесареву, о своем хозяине ничего не говорят. Более того, там даже отрицают, что знают такого человека. В то же время банкиры, которые давно работают с «Кредиттрастом» и СББ, в один голос утверждают, что все стратегические решения в банках принимал лично Слесарев, и именно его называют владельцем».
Журналу Forbes, проводившему собственное расследование, удалось выяснить следующее. Слесареву 36 лет, он родился в Москве, окончил школу в Измайлове и пошел служить в армию. Вернувшись в 1988-м, стал таксистом, а бизнес начал с торговли пирожками и цветами на рынке. Уже к 1990 году он стал одним из руководителей фирмы «МОРСЭ» (Малярно-отделочные работы, строительство и экология) — она отправляла людей на заработки за границу. А в 1991-м организовал свою торговую фирму «КОНОН». Банк «Кредиттраст», зарегистрированный в 1994 году в Измайлове, Слесарев приобрел в конце 1995-го. Вторым его банком стал МИКБЭС, офис которого находился уже ближе к центру — у «Бауманской». В конце 1998 года Слесарев продал МИКБЭС (сейчас - Национальный банк развития), и в офисе на «Бауманской» поселился «Кредиттраст».
Дела «Кредиттраста» шли хорошо: к 2001-му он входил в список ста крупнейших банков, переселился в новый офис на «Павелецкой». По некоторым данным в то время в распоряжении банка оказались средства, полученные от продажи одним из его клиентов крупного пакета акций футбольного клуба ЦСКА. Как пишет Forbes, «банк явно был связан со спортивным бизнесом. В 2003-м его совет директоров возглавил президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев». Также Слесарев отметился долгой войной с прежним владельцем Содбизнесбанка Игорем Захаровым за здание банка, а потом и за другой его актив —универмаг «Москва». В конце концов Захаров неожиданно оказался в тюрьме.
В начале прошлого года газета «Ведомости» сообщила о том, что ЦБ на полгода запретил Содбизнесбанку привлекать деньги от частных вкладчиков и предписал ему усилить борьбу с отмыванием денег и повысить достаточность капитала. Еще в октябре 2003 года тогдашний глава МВД Борис Грызлов рассказывал, что Содбизнесбанк «преступным путем легализовал 500 млн. рублей» и четыре его сотрудника арестованы. Председатель правления Содбизнесбанка Роман Петров утверждал, что обвинения относятся к старой команде банка, а к нынешнему Содбизнесбанку у Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) претензий нет.
Как отмыть 300 миллионов
Президент группы «Плаза» Умар Джабраилов |
44-летний заместитель гендиректора КамАЗа и генеральный директор ОАО «КамАЗ-Металлургия» Виктор Фабер был похищен 27 мая 2003 года. Как пишут «Известия», какое-то время топ-менеджер выходил на связь, давая по мобильному телефону распоряжения своим подчиненным о переводе денежных сумм со счетов. Деньги должны были поступить в Содбизнесбанк. После того как часть средств была туда переведена, около 11 часов 29 мая связь с Фабером прервалась.
Было возбуждено уголовное дело по статье 126 УК РФ (похищение человека). Следствие установило, что Виктор Фабер и его коллега Наталья Стародубцева были убиты в первые дни захвата. За их освобождение похитители затребовали 30 млн. рублей. Первый транш в размере 10 миллионов был направлен на расчетные счета фиктивных юридических лиц, открытые в Содбизнесбанке. Денежные средства, миновав длинную цепочку, в итоге были обналичены по указанию руководства этого банка. Фирмы, которым перечислялись деньги, были созданы по утерянным паспортам. Причем таких юрлиц при банке оказался не один десяток, ежедневно здесь обналичивали около 300 млн. рублей. Об этом заявлял тогда еще министр внутренних дел России Борис Грызлов.
Схема денежных поступлений, которую, как полагает следствие, не раз применяли похитители, замысловата. На потенциальную жертву оформлялся крупный банковский кредит. Похищенному бизнесмену предлагали в кратчайший срок погасить долг, перечислив деньги на подставные фирмы. После этого с жертвой расправлялись. По словам прокурора Набережных Челнов Ильдуса Нафикова, банк контролировала так называемая чеченская преступная группировка, в которую помимо этнических чеченцев входили русские, татары и украинцы. Как сообщали «Известия» в мае 2004 года, на тот момент бывший председатель правления банка Сергей Реусов и его заместитель Арсен Миносян находились под стражей, главбух банка Светлана Хохлова была отпущена под подписку о невыезде, а вице-президент по безопасности Юрий Дубровский и начальник службы безопасности Владимир Тринос числились в розыске.
В мае 2004 года ЦБ РФ отозвал лицензию у принадлежавшего Слесареву Содбизнесбанка. Официальная причина: Комитет по финансовому мониторингу заподозрил руководство банка в сокрытии информации о финансовых операциях и отмывании денег. Отзыву лицензии предшествовала состоявшаяся в 2003 году проверка Содбизнесбанка, в ходе которой выяснилось, что капитал банка серьезно «раздут», что представляло угрозу для вкладчиков.
В 2004 году в Содбизнесбанке было введено внешнее управление, однако его работе серьезно препятствовали прежние руководители структуры. Отзыв лицензии у Содбизнесбанка спровоцировал летний банковский кризис 2004 года, а также повлек за собой закрытие многих кредитных организаций, таких как «Павелецкий», «Диалог-Оптим», Промэксимбанк и «Кредиттраст», владельцем которого также являлся Александр Слесарев. В июне 2005 года решением Арбитражного суда Москвы Содбизнесбанк был окончательно признан банкротом.
Как предполагает следствие, именно в череде этих событий кроется причина расстрела, произошедшего в воскресенье утром на трассе Москва - Дон.