Настораживает, а в некоторых случаях и пугает то, что некачественные детали могут поставить не только на автомобиль, но и на самолет и даже агрегаты на атомной электростанции.
Промышленный размер проблемы
За последние месяцы поставки в Россию некачественных подшипников возросли в кратное количество раз
Об опасности, которую несут в себе поддельные детали, в среду на пресс-конференции собрались поговорить самые разные люди – депутат Госдумы Олег Савченко, руководитель компании «СКФ Москва» Анатолий Усов, адвокат и директор юридической фирмы «Правозащита за рулем». Их объединили общая беда и желание противостоять огромному валу контрафактных деталей, которые Россию за последние три года буквально переполнили.
В самом начале Олег Савченко заявил о решимости российских производителей автозапчастей решать свои проблемы через парламент: десять крупнейших российских предприятий и несколько зарубежных компаний обратились в Госдуму с коллективным письмом, в котором попросили государство перекрыть кислород некачественным деталям. В качестве свежего примера Савченко рассказал о том, как сотрудники ФСБ в последний момент задержали партию контрафактных подшипников, которые должны были использоваться на Воронежской АЭС. «Масштабы возможной беды с трудом поддаются оценке. Кроме того, за последние месяцы поставки в Россию некачественных подшипников возросли в кратное количество раз, и это еще один сигнал к принятию незамедлительных мер», - заявил Савченко.
Откуда же берется такое количество некачественных деталей? Собравшиеся в один голос утверждали – из Китая. При этом каждый из присутствующих оговорился – да, в Китае существуют предприятия, которые могут выпускать высококачественную продукцию, но вся эта продукция в Китае и остается, а на экспорт идет низкосортная, а потому дешевая. «После одобрения инициативы правительством России мы обратились в соответствующие министерства и ведомства – никто нам не отказал, но налицо тот факт, что действенной системы контроля со стороны правоохранительных органов на сегодняшний день не существует. А это единственное, что может помочь российскому производителю выиграть необъявленную демпинговую войну», - подчеркнул Савченко.
Клеймо клейму рознь
Ремонт автомобиля (фото: ИТАР-ТАСС) |
Неразборчивость российских покупателей делает их жертвами скорой наживы изобретательных людей, которые на европейском рынке давно не могут провернуть ничего подобного. Подделка маркировок качественных российских предприятий – это уже вчерашний день. Сейчас чаще всего схема поставки контрафактных автозапчастей выглядит так: несколько человек регистрируют новый бренд, скажем в Германии, в Китае закупается партия тех же некачественных подшипников, а потом ее продают в Россию – но на них уже стоит клеймо вроде «HMD. Germany», что совсем не тождественно «made in Germany». На российском рынке продукция позиционируется как качественный европейский продукт, при этом ни одной проверки по стандартам качества продукция не выдерживает, а стоит не так уж дешево.
Единственный шанс для российского покупателя приобрести качественную деталь – идти в магазины фирм, проверенных временем, которым, кстати, в случае поломки можно будет предъявить претензии. Кроме того, нелишне будет спросить на автосервисе, какие именно детали использовали для ремонта, и заодно потребовать сертификат соответствия к этим деталям.
Правда, до европейского уровня ответственности нам еще далеко, и дело здесь даже не в том, что тамошние фирмы дорожат своей репутацией и не растворяются при первой попытке вчинить им иск. Во многих странах Евросоюза за покупку контрафактной продукции ответственны и продавец, и покупатель – наверное, многие помнят нашумевшую историю итальянки, заплатившей штраф 3 тысячи евро за покупку поддельной сумочки. Пока российские водители будут отдавать предпочтение цене, а не качеству, с «пиратами» не справиться, даже если ввести за продажу контрафактных запчастей уголовную ответственность, как предложил депутат Госдумы Савченко.