Вопрос дня

25 ноября 2019, 19:30

Как проверяют здоровье гражданских летчиков?

Фото: Thomas Sbampato/Global Look Press

Довольно тщательно.

24 ноября скончался второй пилот лайнера «Аэрофлота», направлявшегося из Москвы в Анапу. В полете летчик почувствовал себя плохо, и командир решил посадить самолет на ближайшем аэродроме в Ростове-на-Дону. Там врачи скорой не успели помочь пилоту, он скончался. Причиной смерти СМИ назвали сердечный приступ.

Сразу возникли вопросы к авиакомпании и качеству медкомиссий. В «Аэрофлоте» поспешили заявить, что 49-летнего летчика осмотрели перед полетом, как того требуют процедуры, а полгода назад он прошел плановую врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). Все эти меры не выявили у него проблем со здоровьем. 

Однако подобные комиссии не всегда хорошо работают – и об этом говорят даже сами пилоты. 

«Врачи вряд ли определят это заболевание, потому что перед комиссией принимаются всякие препараты, можно скрыть», – заявил, например, пилот Юрий Сытник.

ВЛЭК

Считается, что российская система допуска пилотов к работе – одна из самых жестких в мире. Пройти ВЛЭК нужно уже при поступлении в летное училище, причем в рамках этой комиссии придется сдать тест на профпригодность у психолога. И очень важное значение имеет категория годности, указанная в военном билете – если она ниже «А», это может стать весомым препятствием для успешной летной карьеры.

Отсюда и взялся такой страх перед ВЛЭК у отечественных пилотов. Сначала комиссия может преградить человеку путь в профессию, а затем – легко оборвать карьеру. Или на время прервать. Так что важность ВЛЭК трудно переоценить. 

«Пройдя через передряги и найдя себя на новом месте, которое оказалось как минимум не хуже, чем работа в России, они, конечно же, не делали тайн из условий вновь обретенной работы. Мир авиации тесен, и в «прорубленное окно» потянулся ручей: кто-то ищет заработки, кто-то – лучшие условия для жизни и работы (один только российский ВЛЭК может отбить мотивацию стать пилотом)», – последняя ремарка пилота Дениса Оканя в его посте о миграции российских летчиков за рубеж о многом говорит.

Рядовому пилоту до 40 лет нужно проходить комиссию ежегодно. Причем каждые полгода – дополнительный осмотр, попроще. С 40-летнего возраста ВЛЭК ждет летчика уже каждые полгода, а каждые два года – большой осмотр, сродни тому, что проходят абитуриенты летных училищ.

В общих чертах процедура следующая: сначала пилоту нужно сдать кучу анализов (их перечень может разниться в зависимости от возраста пациента, прежних диагнозов и подозрений врачей). Обычно в списке кровь, моча, рентген грудной клетки, ЭКГ, аудиометрия (проверка слуха). Затем идут шесть врачей: невролог, офтальмолог, ЛОР, хирург, терапевт и стоматолог. 

Если пилот старше 40, к исследованиям добавляется биохимия, «велосипед» (врачи оценивают работу сердца при физических нагрузках), УЗИ, исследование сосудов головы, эзофагогастродуоденоскопия (осмотр пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки), а к врачам – психолог.

Все показатели пилотов должны быть в рамках нормы или в худшем случае иметь незначительные отклонения от нее. Есть и конкретный список заболеваний, при которых пилота сразу признают негодным к работе в небе. Он указан в одном из приложений к приказу Минтранса № 50. 

В общем, все довольно серьезно. «Валят» в основном по зрению, болезням носа и дыхательных путей, зубам и давлению. Кариес действительно может стать поводом для того, чтобы не выдать заключение – если в полете вдруг разболится зуб, лечить его будет некому. Нос тоже проблема: гайморит, синусит, фронтит – все это на высоте может иметь серьезные последствия. 

«Рубануть могут везде. В зубе дырка? Свободен! Лечиться! Ссадина на голове? Марш на энцефалограмму! Кривая носовая перегородка? Срочно делать рентген», – писал известный пилот и блогер Алексей Кочемасов.

Что касается глаз, то острота зрения должна быть 0,6 без коррекции и 1,0 с коррекцией. Причем сейчас к этому вопросу, говорят, подходят либеральнее, чем раньше. 

Но в целом ВЛЭК с годами ужесточили. Восьмидесятые-девяностые пилоты вспоминают с теплотой – то были времена приветливых бабушек в комиссиях, с которыми всегда можно было договориться. Если, конечно, показания были «в пределах погрешности». Сейчас же с этим сложнее – хоть взятки медикам и пытаются давать даже люди уровня главного пилота «Аэрофлота», это легко может стать достоянием общественности со всеми вытекающими последствиями.

Кто-то пытается справиться своими силами. Для начала – заранее сходить на пробную комиссию, чтобы найти свои болезни. Вылечиться. Но если с зубами и носом это довольно просто, то вот с давлением может быть хуже – в обычное время оно, предположим, в норме, а в кабинете врача во время ВЛЭК, решающей судьбу человека, может и подскочить. И вот здесь есть поле для хитростей – на авиафорумах есть множество историй и советов, как нормализовать пульс и давление непосредственно перед комиссией. Как раз об этом и говорил Юрий Сытник.

Предполетный медосмотр

За рубежом его, как правило, нет. Предполетный медосмотр проходят только российские пилоты. По большей части это простая формальность: летчики прибывают в аэропорт за час-два до вылета, затем идут в медпункт на так называемый стартовый осмотр. В кабинете обычно находятся фельдшер и врач. Прием длится около пяти минут – проверяют пульс, температуру, давление. Попутно смотрят заключение ВЛЭК. «Заворачивают» очень редко – да и то в основном в тех случаях, когда летчик сам жалуется на самочувствие.

В крупных аэропортах в медпункты выстраиваются очереди – медикам приходится смотреть по несколько десятков человек в час, поэтому ни о каких серьезных тестах говорить не приходится. На этом фоне многие думают, что инциденты с пьяными пилотами, о которых периодически становится известно, – следствие плохих медосмотров. Но на самом деле никто не мешает летчику взять в багаж бутылку водки и выпить ее уже в кабине – чемоданы экипажа на международных рейсах не досматривают, так что это не проблема. Как бы там ни было, споры о необходимости предполетных досмотров все еще ведутся. 

В Европе правила несколько отличаются – только недавно Евросоюз ужесточил нормы предполетного медосмотра. Летчиков и бортпроводников теперь выборочно проверяют на алкоголь, а авиакомпании обязали внимательнее смотреть за психологическим состоянием своих сотрудников – после печального случая с рейсом 9525 Germanwings, когда находившийся в депрессии второй пилот намеренно направил самолет в гору. Тогда погибли все 150 человек на борту.

Текст: Алексей Васильев

Вам может быть интересно

Су-34 ударил по бронетехнике ВСУ в Курской области
Темы дня

Польша стала ареной битвы между геями и христианами

Польские христианские активисты просят о помощи: государство обложило их штрафами за акции протеста против засилья ЛГБТ-сообщества (движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено). Еще недавно Польша была оплотом католического образа жизни, но новые власти активно продвигают ЛГБТ-повестку, и в итоге страна превращается в арену борьбы между традиционными и нетрадиционными ценностями.

Гренландия подойдет Америке для базы северного флота США

Новые площадки для размещения самолетов с ядерным оружием, пункты базирования подлодок и кораблей, крупные запасы редкоземельных металлов – все это может получить Дональд Трамп в случае установления контроля над Гренландией. Как именно США могут воспользоваться островом с военной точки зрения и какие риски это несет для России?

Эксперт рассказал о новой тактике российских войск при освобождении Шевченко в ДНР

Путин присвоил победившему в рукопашном бою Григорьеву звание Героя России

На Украине назначили награду за оборонявшего в одиночку опорник Закарью Алиева

Новости

Немецкий эксперт заявил о планах НАТО отправить до сотен тысяч солдат на Украину

НАТО рассматривает возможность размещения до нескольких сотен тысяч военных на Украине для обеспечения безопасности в случае мирного соглашения, заявил немецкому изданию Focus эксперт по иностранным делам и безопасности Криситан Меллинг.

Зурабишвили пообещала «вырвать Грузию из когтей России»

Экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили в субботу пообещала с помощью Запада «вырвать Грузию из когтей России», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Умер актер из «Слова пацана» Михаил Левченко

Михаил Левченко, известный по ролям в «Слово пацана» и «Мосгаз», ушел из жизни в возрасте 72 лет после длительного заболевания.

В Литве потребовали отставки замминистра из-за празднования 9 Мая

Замминистра финансов Литвы Валентин Гаврилов оказался в центре скандала из-за поздравлений с Днем Победы, что вызвало недовольство членов Социал-демократической партии и президента страны.

Дубинский заявил о патовой ситуации для Украины из-за поведения Зеленского

Депутат Верховной рады Владимир Дубинский указал на патовую ситуацию для Украины из-за поведения президента Украины Владимира Зеленского, отметив его безуспешные попытки достучаться до Америки.

«Ветераны России» потребовали запретить кинопародии на праздники

Общероссийское движение «Ветераны России» предложило исключить показ пародий на советские фильмы из праздничной телепрограммы, аргументируя это разрушением атмосферы праздника.

Смеявшийся над ассортиментом «Пятерочки» боевик ВСУ сдался в плен

Украинский военный Андрей Матвиенко, участвовавший в мародерстве в Судже над магазином «Пятерочка», сдался в плен российской армии в Курской области.

В Болгарии призвали забрать у Украины Южную Бессарабию

Болгарский политик Костадин Костадинов предложил стране предъявить претензии на Южную Бессарабию, часть территорий Украины и Молдавии, ссылаясь на исторические предпосылки.

Депутат Госдумы сообщил о передвижении техники НАТО у Калининградской области

Депутат комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник выразил обеспокоенность из-за передвижений военной техники НАТО вблизи Калининградской области.

В Киевской области ликвидировали скопление украинской бронетехники

В Буче Киевской области ночью нанесены удары по скоплению бронетехники, среди украинских военных есть погибшие и раненые.

Asia Times: Заморозка российских активов ударила по США

США столкнулись с негативными последствиями заморозки российских активов, что привело к снижению доверия к доллару и переориентации центральных банков на золото, пишет Asia Times.

Черные ящики Jeju Air прекратили запись за четыре минуты до крушения

Черные ящики самолета Jeju Air, разбившегося в Южной Корее, прекратили запись за четыре минуты до крушения, что осложняет расследование причин трагедии.
Мнения

Василий Авченко: Большая игра в карты вокруг залива Америка

Линии границ прочерчены не раз и навсегда. Передел мира никогда не прекращался, как и движение тектонических плит. История великих открытий – если не географических, то геополитических – продолжается.

Дмитрий Губин: Почему в гражданских войнах не бывает заморозок

Желание решить «русский вопрос» с презрением к русскому народу – это заведомо неприемлемая позиция. Даже большевики в свое время были готовы к компромиссам, и Антанта при некоторых условиях была готова их признать, чего не скажешь о ее наследниках.

Владимир Добрынин: Зачем России нужна ВОЗ

США уже выходили из Всемирной организации здравоохранения при Трампе, но вернулись туда при Байдене. Теперь Трамп снова хочет выйти из ВОЗ – причем в первый же день после инаугурации. Не последовать ли и России хорошему примеру?
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»