Директор по пиару и отношениям с органами госвласти торговой компании «Леруа Мерлен» (французской по происхождению) Галина Панина написала на своей страничке в «Фейсбуке» о том, что пьяные фанаты сожгли в Ново-Переделкино девушку.
Вот, дескать, до чего доводит «умение праздновать» – да и в новостях об этом ни слова. Сама Панина утверждает, что о трагедии ей рассказала сотрудница-стажерка. И поставила тег – «победобесие». Этот термин в кругах условного «Эха Москвы» употребляют по отношению к реакции наших граждан на победы российской футбольной сборной на чемпионате мира, но вообще-то он появился применительно к празднику 9 Мая. Дескать, слишком сильно этот праздник раскручивают власти, чтобы увести людей от сегодняшних проблем, а народ, все это быдло, глотает наживку и заходится в «победобесии» со страшной силой. Вот, мол, они, плоды тоталитаризма.
«Лучшие люди» страдают от этого – и вместе, и поодиночке, делятся наболевшим в соцсетях. Вот и Панина поделилась. А когда в комментариях ее стали спрашивать, а была ли «девушка», то есть сжигали ли кого-нибудь фанаты на самом деле, начала банить возмущающихся. А потом дополнила свой пост фразой, которая окончательно расставила все на свои места.
«И пока я вскрываю ватку и удаляю тут, сообщаю: один из подписчиков уточнил, что это была дочь сотрудника МЧС.
Это ж как у нашего народа рефлекс обгадить-то работает всех несогласных! Мы любую реформу благодарно проглотим, лишь бы было кого топить. Очень интересно».
Использование термина «ватка», то есть «вата», как вслед за украинскими националистами называют русских патриотов, в сочетании с предыдущим «победобесием» позволяет поставить Галине Паниной простой диагноз –
человек, отделяющий себя от своего народа и считающий себя избранным.
У нас такое целое «Эхо Москвы», да и в крупном бизнесе среди топ-менеджеров пруд пруди «людей со светлыми лицами». Вот только, как правило, коллеги Паниной по бизнесу держат свои чувства к окружающему их народу при себе. Они понимают, что сложно сочетать успешную работу в России и открытое презрение к ее народу. И уж тем более это понимают ее коллеги по пиару – занимающиеся как раз тем, что просчитывают, как «слово ваше отзовется». Панина оказалась настолько неумна, что даже этого не поняла.
Вместо того, чтобы просто извиниться и замолчать (ведь вскоре выяснилось, что несчастная девушка из Новой Москвы умерла после попытки самоубийства), Панина перешла в наступление.
Она удалила свой пост и написала следующий, где обвинила нападающих на нее в травле, в нетерпимости, указав, что ее компания не имеет никакого отношения к ее политическим взглядам. Конечно – ведь к тому времени в Сети уже вовсю звучали призывы к бойкоту «Леруа Мерлен», пока там работают такие директора по пиару. На упреки в непатриотизме Панина ответила, что ее предки писали первую конституцию Российской империи (род Паниных действительно был заметен в русской истории XVIII – начала XX веков, но вызывает сомнения причастность пиарщицы к этой графской фамилии).
Проблема не в том, кто работает на «Леруа Мерлен». Подобные истории регулярно будоражат общественное мнение. Например, недавно вице-президент банка «Открытие» с гордостью рассказывала, как отсеивает на собеседовании тех, кто, по ее мнению, слишком «крымнашист». И даже не в том, что Панину привлекали как лектора на «Территории смыслов» – то есть там, где по идее должно формироваться поколение будущей «элиты».
Проблема в том, что Панина и ей подобные даже не понимают, что так возмущает людей в их высказываниях. В ответ на критику и ругань (конечно, в том числе и грубую – увы, это норма для соцсетей) они начинают кричать про разжигание ненависти, про угрозы, про право на свою точку зрения. То есть говорить о чем угодно, только не о собственной неправоте. А ведь в истории с Паниной все ясно как божий день.
Есть человек с хорошо оплачиваемой работой в западной компании – который учился в Европе, в Москве вращается в кругу таких же «русских европейцев». Занимается пиаром – то есть рассказывает другим о том, как хороша компания, на которую он работает, и какие хорошие товары она продает. Космополит по убеждениям – «без оглядок на какие-то мифические «особенные российские реалии». Считающий себя успешным и выступающий как «тренер лидерства» для других.
Но что-то в жизни изначально не так (не будем копаться и гадать, что и почему), поэтому чужие радости и успехи вызывают раздражение и гнев. Чужие – не чьи-то личные, а людей вообще, страны и народа, ее населяющего. Что веселитесь-то, быдло-вата, что празднуете? То Крым, то Победу 9 мая, то вообще футбол какой-то придумали. Ужас – вместо того, чтобы против пенсионной реформы протестовать.
Пиарщики – очень циничный народ. Но любой цинизм – это лишь следствие боли, недостатка любви, ущербности личности и покалеченной, запутавшейся души. Человек не доверяет людям, боится их, потом начинает считать себя лучшим и избранным – и презирать массу «простых людей». Он зарабатывает на них, но при этом однозначно считает себя не просто более сложным, но и более счастливым.
И когда вдруг он видит какой-то всеобщий праздник, в котором людей объединяет неведомое ему чувство (например, патриотизм), ему становится физически плохо. Ведь он не может так сильно радоваться. Ни футболу, ни солнышку – вообще ничему. И чтобы успокоить себя, чтобы остановить процесс распада своего «футляра», он начинает выискивать признаки фальши и зла в этом чужом празднике. И находит – вот, «фанаты сожгли девушку». И ему становится чуть легче – конечно, теперь понятно, почему мне, такому хорошему и тонкому, не по пути с этой «ватой».
Ну а когда выясняется, что никто никого не сжигал – все уже неважно, можно жить дальше. Вот только возмущение этой «ваты» в соцсетях раздражает – ну, это мы сейчас исправим.
Нет, не исправите. Придется привыкать к новым отношениям со страной обитания и ее народом. И начать наконец-то разбираться в причинах собственных комплексов, а не завидовать другим.