Немецкая пресса пишет в хвалебных тонах о новой модификации танков «Леопард-2» – А7V. Сейчас подобные машины стоят в Прибалтике «для сдерживания России». Как пишет Die Welt, власти страны решили возобновить серийное производство танка, новая модификация которого представляет собой «движущийся компьютер», а командир экипажа работает джойстиком.
Последние модификации танка производятся с улучшенной защитой, «цифровой башней» и оборудованием по включению машин в единую автоматизированную среду. Модернизированные танки комплектуют 120-мм пушкой. Траекторию полета снаряда рассчитывает баллистический вычислитель. Машина весом 60 тонн развивает скорость до 70 километров в час.
После падения железного занавеса танки казались Берлину пережитком противостояния с СССР, однако сейчас, учитывая ухудшение отношений с Москвой, они вновь приобретают былое значение, говорится в статье. Индекс новейшей модификации «Леопарда» А7V совпадает с обозначением танка времен Первой мировой войны («Вотан», «Изольда» и др.). «Танки навсегда изменили войну. Они позволили Гитлеру быстро осуществить завоевания в первые годы Второй мировой войны. «Тигры» и «Пантеры» считались самым опасным оружием вермахта», – ностальгирует издание.
«Леопард-2» поставлялся в войска с 1977 года. Но после 1991 года поставки машин резко сократились. Еще осенью прошлого года сообщалось о том, что из 244 «Леопардов-2» в составе Бундесвера большая часть непригодна к эксплуатации. В боевой готовности находилось только 95 танков, 89 были признаны «условно вышедшими из строя» и не подлежащими ремонту в связи с отсутствием запчастей. Еще 53 танка проходили модернизацию.
Нынешний оборонный бюджет Германии растет больше, чем когда-либо после холодной войны. Одним из самых крупных заказов стал контракт на 800 млн евро по модернизации 100 танков «Леопард-2». Последняя модификация «Леопарда», А8, должна поступить на вооружение в 2020 году, а с 2030-го Германия и Франция начнут разработку совместной боевой машины.
Главный редактор военно-исторического журнала Baltfort Юрий Мелконов (Латвия) указывает, что «Леопард-2» – машина очень высокого уровня. Среди главных достоинств он отметил 120-миллиметровую гладкоствольную пушку, прицельные системы, скоростные характеристики и двигатель, который можно заменить в течение 45 минут.
«Тут вопрос не в технике, а в том, чтобы втянуть Германию в гонку вооружений. Немцы не хотят тратить на оборону, как того требует НАТО, два процента ВВП, и из-за этого американцы очень недовольны», – сказал Мелконов газете ВЗГЛЯД.
Как уточнил газете ВЗГЛЯД член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии при правительстве полковник запаса Виктор Мураховский, российские танковые орудия (в частности, 2А82, которые установлены на танках Т-14 «Армата») «превосходят по своим характеристикам пушку концерна Rheinmetall, которая установлена на танке «Леопард-2» А7. Что касается численности машин, то в распоряжении Бундесвера, по его оценке, около 2,5 тысяч танков, включая находящиеся в консервации. Также танк поставляется почти в два десятка стран, в том числе в Австрию, Грецию, Данию и Индонезию. Недавно 100 танков купили поляки и столько же – финны.
Что касается возможного противостояния «Леопардов» с российскими танками, эксперт полагает, что и те и другие машины находятся на примерно одинаковом технологическом уровне.
«Чтобы узнать, какой танк лучше, нужно устроить что-то вроде танкового сражения под Прохоровкой. Хочу отметить, что ни один западный танк не участвовал в танковом биатлоне. Эксперты объясняют это боязнью американцев, немцев и других производителей танков участвовать в прямом соревновании с российскими танками и, не дай бог, проиграть. Тогда все контракты на танки можно выбросить в мусорное ведро. Они боятся прямой конкуренции», – полагает Юрий Мелконов.
Мураховского удивило, что немецкие журналисты назвали А7V лучшим танком времен Первой мировой. «Лучшим танком Первой мировой считается французский Renault FT-17, выпущенный в 1917 году. Недаром компоновку этого танка назвали классической. Die Welt выступает как пропагандист местного танкостроения, поэтому у них там все лучшее. У них и танк Sonder Kraftfahrzeug («Голиаф») времен Второй мировой войны лучший и непобедимый. Непонятно, почему они проиграли, если у них все непобедимое и лучшее», – иронизирует Мураховский.
Но в этой истории есть не только технический аспект. Как известно, германское общество болезненно реагирует на упоминания и ассоциации с Гитлером. Почему немецкая газета проводит аналогию с «Тиграми» и «Пантерами», то есть машинами времен нацистской Германии? Ведь можно сказать, что подобными аналогиями германская пресса прямо воспроизводит популярный в России лозунг «можем повторить» – только с поправкой на собственные исторические параллели. И если в России при упоминании такого лозунга имеется в виду прежде всего неотвратимое наказание агрессора, то на что же намекает немецкая пресса? Неужели на возможность агрессивной войны против России?
По мнению директора Германо-Российского форума Александра Рара, левая пресса сильно критикует Бундесвер из-за целой серии недостатков. «По официальным документам, танки не едут, лодки не плывут, пилотам недостает налета. Все эти проблемы проводят к тому, что часть прессы считает, что вообще не нужно вкладывать деньги в армейские структуры», – пояснил Рар.
Однако правая пресса, такая как Die Welt, Focus, выступает за строительство новых танков, которые должны стоять на границе с Россией и «защищать прибалтийские страны». «Это совсем другая риторика. Праволиберальный истеблишмент склоняется к усилению НАТО, к тому, что нужно оснащать НАТО немецкими танками. За этим стоит немецкий ВПК, который может на этом хорошо заработать», – пояснил политолог.
Рар убежден, что подобные статьи будут вызывать гневную реакцию в обществе. Он пояснил, что немецкое общество сейчас расколото: если одни считают, что конфликт с Россией будет нарастать, то другие уверены, что на фоне проблем с Америкой Берлину надо начинать дружить с Москвой. Дружить, а вовсе не пугать напоминающими о Второй мировой танками.