«Мы ожидаем инспирации захвата культовых сооружений одной из конфессий якобы представителями праворадикальных националистических организаций. Это позволит в дальнейшем инспирировать силовые противостояния и массовые акции», – заявил замглавы СБУ Владимир Кононенко, выступая в Киеве.
Эти захваты силовик назвал частью российской стратегии создания «управляемого хаоса» на Украине, говорится на сайте спецслужбы. Пока промосковские агенты будут захватывать храмы под видом правых радикалов, Россия будет организовывать протесты и взывать к мировой общественности, предрекает Кононенко.
Если верить шефу СБУ, у Москвы созрел целый план дестабилизации Украины через церковь. Если же не верить – получится, что план использования церковной темы в своих интересах есть, как раз наоборот, у президента Петра Порошенко. Он уже начал свою предвыборную кампанию (главу государства на Украине, напомним, будут избирать в марте) и строит ее на разжигании антироссийских настроений избирателей.
Как бы то ни было, с Украины повеяло духом начала 90-х, когда в стране развернулось то, что, увы, всего лишь с небольшой долей преувеличения тогда называли «религиозной войной».
Националисты пытались силой отнять храмы, принадлежащие Московскому патриархату (точнее Украинской православной церкви УПЦ МП), и передать их раскольникам из «Киевского патриархата». Тогда «война» сравнительно быстро закончилась из-за вмешательства государства.
Осквернение храмов было в порядке вещей
|
Сейчас велика вероятность того, что позиция властей будет иной, так как Порошенко откровенно выступает за создание «единой поместной Украинской православной церкви», независимой от Москвы и в идеале окормляющей всю Украину. А такой единой церкви нужно и все церковное имущество. Это ясно дал понять глава «Киевского патриархата», самопровозглашенный патриарх Филарет (Денисенко).
«Все строения, которые сейчас занимает УПЦ, должны быть переданы новой Украинской церкви», – потребовал ранее самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины».
Далекие судебные перспективы
Филарет «проявляет свое нетерпение, амбиции и желание возглавить единую поместную церковь Украины» и «бежит впереди паровоза», сказал газете ВЗГЛЯД религиовед Роман Лункин. Проблема в цене этого «бега» для украинского и российского православия.
Неназванный собеседник газеты «Коммерсант» во фракции «Блок Петра Порошенко» Верховной рады сообщил: украинское государство может прямо посодействовать единой церкви в имущественном вопросе.
«Сейчас большинство храмов на Украине – госсобственность, арендуемая религиозными организациями, – утверждал депутат. – Киево-Печерская лавра, например, – это музей. Закон о свободе совести говорит о том, что культовые здания и имущество, которые находятся в государственной собственности, передаются религиозным организациям в пользование решениями областных и городских администраций. Они могут поменять этих пользователей».
Аноним из «Блока Порошенко» или плохо читал законы, или не знает, что большинство храмов на Украине – отнюдь не госсобственность. Как пояснил газете ВЗГЛЯД президент Украинского аналитического центра экономист Александр Охрименко, в собственности государства находятся только те храмы и монастыри, которые обладают историко-архитектурным значением. Например, Киево-Печерская лавра. Она числится на балансе минкульта и действительно передана лишь в аренду священникам Московского патриархата.
Но, как с немецкой дотошностью выяснила Deutsche Welle**, другая святыня православия – Почаевская лавра на Западной Украине – принадлежит не государству, а юридическому лицу с названием «Почаевская лавра». Это юрлицо подчиняется Московскому патриархату.
И абсолютное большинство церковного имущества и недвижимости – собственность религиозных организаций. Таковыми согласно закону «О свободе совести и религиозных организациях» являются местные религиозные общины, численность каждой из которых должна быть не меньше 10 человек.
Другой вопрос – право собственности на землю, на которой стоит та или иная церковь. По словам экономиста Охрименко, в некоторых случаях земля принадлежит конкретным людям, а в других – является коммунальной собственностью. «В крупных городах земля, как правило, не в частной собственности, а сдается в аренду муниципалитетом под строительство часовни, храма. То есть само здание церкви принадлежит общине, а земля – городу или сельсовету», – пояснил эксперт.
Это обстоятельство, конечно, дает юридическую основу для изъятия по суду храмов. Например, муниципалитет может расторгнуть договор с несговорчивым приходом Украинской церкви Московского патриархата и передать ее новой «объединенной церкви». Тогда двум общинам предстоит долгая тяжба о том, кому должно принадлежать здание храма. Однако абсолютное большинство украинских приходов, а их около 12 тысяч, принадлежит УПЦ МП.
Это в три раза больше, чем у организаций раскольников, таких как «УПЦ Киевского патриархата» и «Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)». То есть, если новой «объединенной церкви» негде будет вести службы, она будет просто завалена судебными тяжбами.
Кроме того, даже в случае, если храм является собственностью государства, существуют договоры пользования, напомнил газете ВЗГЛЯД протоиерей Андрей Новиков, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата (до 2014 года – секретарь Одесской епархии УПЦ МП).
«Должно быть аргументированное основание, по которому договор пользования расторгается. И это основание можно обжаловать в судебном порядке. Так что даже Киево-Печерскую лавру нельзя так просто отобрать росчерком пера», – подчеркнул отец Андрей.
Раскольники и экспроприаторы
Следовательно, уверены эксперты, велика вероятность того, что украинские власти будут стараться искать более легкие пути «отжатия» собственности. По мнению Лункина, просто объявлять о национализации имущества Московского патриархата власти не станут, ведь это будет открытым нарушением конституции, где прописано отделение церкви от государства.
Правовой лазейкой может стать принятие законопроекта о статусе церкви, управленческая структура которой расположена в «стране-агрессоре». В данном законопроекте прописано, что государство сможет контролировать кадровую политику «церкви страны-агрессора». То есть, проще говоря, власти смогут снимать и назначать священников в приходах УПЦ МП.
Напомним, что в 2016 году Верховная рада уже пыталась принять такой законопроект, внесенный тем же самым «Блоком Петра Порошенко».
Согласно документу, от УПЦ МП требовали оформить особый статус и заключить с государством специальный договор. В нем, помимо всего прочего, было прописано обязательство церковных иерархов «уважать территориальную целостность страны, в которой они работают, ее независимость и строй». В законопроекте имелись положения о так называемых религиозных комитетах. Им предоставлялось право вмешиваться во внутреннюю политику церкви, в том числе санкционировать назначения иерархов. Законопроект, однако, тогда так и не был принят.
Но если этот или аналогичный закон будет принят теперь, отмечает Лункин, то
«начнется приходская война, приходское противостояние по всей территории Украины.
Приходы, прихожан и священников поставят перед нелегким выбором: оставаться в «церкви страны-агрессора» и противостоять натиску властей или уходить в новую «единую поместную церковь Украины».
Правда, и у этого легкого пути есть существенный для украинских властей недостаток. Во-первых, он наверняка вызовет гневную реакцию в мире, даже в странах Запада. «В ОБСЕ и на всех международных площадках говорят, что этот закон является грядущей дискриминацией», – говорит Лункин. Во-вторых, все равно велика опасность применения насилия при реализации этого закона.
Протоиерей Андрей Новиков полагает, что возможность насильственного сценария очень велика. «Будут люди требовать соблюдения прав – кого убьют, кого в тюрьму посадят, кого просто проигнорируют, кого просто объявят сумасшедшим, кого на улице «Правый сектор*» встретит, по голове ударит», – сказал он.
Кстати, именно Одесскую область эксперты называют потенциально самой горячей точкой гипотетической приходской войны. Это связано с личностью одесского митрополита Агафангела (Саввина), который считается у радикалов одной из самых ярких промосковских фигур. Он периодически приезжает в Москву, выступая на конференциях с пророссийских позиций. «На территории Украины для националистов он как красная тряпка. Это обостряет политические разногласия и, думаю, создаст почву для столкновений», – считает Лункин.
Тем временем, киевская власть, подтверждая худшие опасения, продолжает нагнетать страсти. Так, на днях в СБУ «подтвердили информацию», что УПЦ Московского патриархата якобы отправила из Почаевской лавры в Киев «так называемых православных «титушек». Утверждается, что хулиганствующие элементы должны были блокировать резиденции, где проживают константинопольские экзархи, причастные к предоставлению Украине Томоса об автокефалии. Сообщение о «титушках» не подтверждается. Зато стало известно, что в Ровно некие неизвестные в балаклавах забросали камнями автобус с верующими УПЦ МП, которые направлялись в Киев на молитвенное стояние.
А в конце недели представители каноничной Украинской церкви сообщили: кто-то рассылает священникам УПЦ МП фейковые «обращения» якобы от имени правящих епископов, в тексте которых предписывается прекратить поминать патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время службы.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента