По форме своего государственного устройства Финляндия изначально являлась президентско-парламентской республикой. И хотя с момента принятия конституции в 1919 году парламент «отгрыз» у главы государства изрядную часть полномочий, от президента в стране зависит многое – в его воле либо утвердить решения правительства и парламента, либо отправить их на доработку.
На сей раз за президентский пост боролись восемь кандидатов, но уже в первом туре на второй срок был переизбран действующий президент Саули Вяйнямё Ниинистё, получивший 62,7% голосов при явке в 69,8%.
Будучи по образованию юристом, 69-летний Ниинистё в активной политике уже свыше тридцати лет. Его карьера была связана с консервативной партией Национальная коалиция, депутатом от которой будущий президент сидел в эдускунте – финском парламенте – долгие годы. Впоследствии Ниинистё возглавил свою партию и уже в этом качестве занимал ряд ключевых должностей в структуре государственного управления – был заместителем премьер-министра, главой минюста и минфина, спикером парламента. И вот теперь повторно избран президентом на шестилетний срок, баллотируясь как независимый кандидат.
Из его проигравших конкурентов стоит выделить депутата Европарламента, бывшего министра просвещения, иностранных дел, внешней торговли и развития Пааво Вяюрюнена (тоже независимый). С точки зрения российских интересов предпочтительнее было бы иметь в Финляндии президентом именно его. Вяюренен евроскептик, заявлял о бессмысленности санкций против России и выступал против членства Финляндии в НАТО, но с рейтингом в 13% (по данным соцопросов) на победу рассчитывать не мог, а к финишу вообще пришел четвертым с результатом в 6,2%.
Второе место (12,4%) занял бывший министр окружающей среды и по вопросам развития Пекка Хаависто – открытый гей из партии «Союз зеленых». Кстати сказать, его президентство тоже было бы не самым плохим вариантом для Москвы. «Аннексию Крыма» и «агрессию России в Донбассе» Хаависто ритуально осуждал, но высказывался за развитие диалога с РФ в сферах, не затронутых санкциями, и, опять же, выступает против вступления в НАТО. И что примечательно: на сей раз за миролюбивого кандидата от «зеленых» проголосовали втрое меньше избирателей, чем на выборах 2012 года.
Это трудно не связать с тем фактом, что в последние годы алармистская и милитаристская риторика в Финляндии стала звучать куда чаще. Не далее как неделю назад министр обороны, убежденный националист Юсси Ниинистё (президенту он не родственник) заявил, что «аннексия Крыма» и военные действия в Донбассе повлияли на политические решения властей республики, одним из которых стал новый закон о воинской обязанности, принятый в 2016 году. В том же ряду стоит разработка законодательства о запрете лицам с двумя гражданствами занимать военные должности. «Пятой колонне нужно противостоять еще в мирное время. У нас должно быть стопроцентное доверие к тем лицам, которых мы назначаем на ключевые оборонные должности. А они должны быть на сто процентов лояльны Финляндии», – пояснил Ниинистё.
По мнению министра, одним из способов оказывать «гибридное влияние» на страну может стать покупка объектов недвижимости вблизи критических с точки зрения безопасности страны объектов: военных частей, электростанций и водоканала. Отсюда еще одно нововведение – проект изменений в законодательство, регулирующее владение недвижимостью. Причем Ниинистё настаивает на его жестком ужесточении – с введением возможной конфискации собственности в оборонительных целях, предоставлением государству права первичной покупки и предварительной проверке покупателей из стран, не входящих в ЕС и ЕЭС. В первую очередь, речь тут идет о россиянах, активно приобретающих в Финляндии жилье – активнее, чем кто-либо за пределами ЕС.
Стоит отметить и то, что недавно Финляндия присоединилась к соглашению НАТО, касающемуся сотрудничества в сфере высокоточного оружия: соглашение на этот счет министр обороны подписал 9 ноября в Брюсселе. Его участники в целях экономии смогут совместно приобретать высокоточные управляемые боеприпасы системы «воздух–земля». При этом еще в июне Хельсинки стал частью рабочей группы альянса, созданной, опять же, для улучшения сотрудничества в сфере закупок боеприпасов. Особо активное взаимодействие в этой сфере связывает Финляндию с Эстонией – страны закупают артиллерийские орудия совместно. Кроме того, финны на правах партнёров участвуют в деятельности основанного в 2008 году в Таллине Центра киберзащиты НАТО и в учениях войск альянса на территории Прибалтики.
Наконец, в сентябре 2017 года в Хельсинки был открыт «Европейский центр по противодействию гибридным угрозам» (ЕЦПГУ), что вызвало громкое одобрение руководства НАТО. По словам представителей ЕЦПГУ, под «гибридными угрозами» они подразумевают, в числе прочего, распространение ложных новостей и атаки против информационных систем. И хотя при этом они указывают, что «гибридную опасность» могут представлять террористические и преступные организации, на семинаре, организованном по случаю открытия нового учреждения, заместитель генсека НАТО Арндт Фрайтаг фон Лорингхофен упомянул только один потенциальный источник угрозы. «Россия – одна из главных стран, за которыми мы наблюдаем», – говорит Фрайтаг.
Действительно, минувшей осенью финская полиция завела дело из-за публикации в газете Helsingin Sanomat материала «Секретное место Финляндии», посвященного слежке военной разведки страны за российскими военными. В распоряжении издания оказались документы, свидетельствующие о том, что исследовательский институт в Тиккакоски занимается тщательным мониторингом передвижения российских вооруженных сил на территории Ленинградской области. «На практике исследовательский центр фиксирует, анализирует и классифицирует электромагнитное излучение ВС РФ. Именно так создается электронный снимок оценки войск, сил, руководства, задач и изменений в операциях на территории России», – говорится в публикации. Работы эти выполняются, как не трудно догадаться, по заказу разведки. Интересно также то, что во второй половине прошлого десятилетия в этом же институте изучали возможность установки различных систем слежения за российским газопроводом «Северный поток», проходящим по дну Балтийского моря.
Уголовное дело было заведено по факту утечки секретных документов в СМИ, и объявил об этом лично президент Нийнистё. По его мнению, разглашение подобной информации «представляет риск для безопасности республики». Полицейские обыскали дом журналистки Лауры Халминен, ставшей одним из авторов резонансной статьи, изъяли у нее личный и служебный телефоны, компьютер, планшет и несколько карт памяти. Причем, по словам Халминен, необходимого судебного постановления у стражей порядка при себе не было.
Поэтому она разбила молотком жесткий диск своего компьютера, дабы уничтожить находившуюся на нем информацию и защитить источник полученных данных.
Таким образом, при президенте Нийнистё антироссийская паранойя в стране значительно увеличилась, при этом Хельсинки стал все чаще посматривать в сторону штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. И хотя Финляндия является наиболее пострадавшей от «войны санкций» страной из всех государств ЕС, Нийнистё не раз заявлял, что введенные против Москвы ограничения являются «правильным решением».
Впрочем, идейным союзником стран типа Польши и Литвы его назвать трудно. Нийнистё давал понять, что выступает против полной изоляции РФ, и неоднократно приезжал в Россию, в последний раз – в марте 2017 года, чтобы принять участие в международном форуме «Арктика – территория диалога» в Архангельске. Кроме того, его позиция по вступлению страны в НАТО имеет важную оговорку, предопределенную, судя по всему, позицией большинства избирателей.
Свежий опрос, проведённый изданием Helsingin Sanomat, показал, что большая часть финнов не поддерживает идею вступления в Североатлантический альянс – против этого высказались не менее 59% населения. В то же время немалое количество влиятельных политиков республики с мнением народа не согласны. Ханну Химанен, который до сентября 2016 года служил послом в России, даже написал книгу, в которой призывает к членству Суоми в НАТО. Что до главы государства, он исходит из того, что без референдума в этом вопросе никак не обойтись.
«Это не вопрос ухода от ответственности. Это вопрос того, интересуются ли власти мнением народа, – заявил Нийнистё в октябре. – Мы должны воздерживаться от принятия решений по НАТО или другим вопросам, которые могут идти вразрез с мнением значительной части финского общества». При этом, процитировав доклад специальной комиссии, которая занимается проработкой вопроса о вступлении в альянс, президент отметил, что это может стать самым важным решением в истории страны.
Проживающий в Финляндии публицист Александр Коммари называет нынешнее поколение финских политиков, включая президента Нийнистё и действующее правительство, одним из самых прозападных со времен окончания Второй мировой войны. «Финны продемонстрировали свой консерватизм и не стали ничего менять. Так что медленный дрейф Финляндии в сторону НАТО продолжится. Что для России не есть хорошо», – отмечает он. Но в то же время указывает, что один из главных принципов финской внешней политики – никогда не делать последнего шага. И это уж точно касается отношений с огромным восточным соседом, а против географии, с чем финны обычно соглашаются, не попрешь, так что резко обострять отношения с Москвой президент Нийнистё не желает.