Правящая польская партия «Право и справедливость» продолжает настаивать на том, что Варшава должна получить военные репарации не только от Германии, но и от России. Депутат Ян Мосиньский призвал «сесть за стол и поговорить о том, каким образом эти военные репарации сделать».
Он напомнил, что в 1921 году был подписан Рижский договор об окончании Советско-польской войны, на основании которого Советская Россия должна была выплатить Польше 30 миллионов рублей золотом, однако это не было сделано. По его мнению, Россия, которая является «законным наследником Советской России», должна задуматься о том, «что делать с Рижским договором».
Эту позицию поддержал замминистра юстиции Польши Патрик Який. «Россияне должны тоже нести ответственность за то, что сделали в Польше», – сказал чиновник.
Однако главные претензии у Польши остаются к Германии. По его словам, после 1945 года страна «потратила триллионы злотых» на восстановление государства после Второй мировой войны. И если бы эти деньги пошли на развитие, то «Польша была бы сегодня в два раза сильнее экономически, все мы зарабатывали бы в два раза больше, так, как на Западе, если бы не эти разрушения и войны». «За это ответственность несет немецкое государство. Насчет этого нет никаких сомнений», – уверен замминистра юстиции.
Ранее премьер-министр Беата Шидло заявляла, что репарации должны стать «напоминанием о справедливости, о том, что Польше принадлежит».
Отсылки Польши к Рижскому договору совершенно безосновательны и не имеют смысла. Как напомнил руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» историк Владимир Симиндей, у Российской Федерации на сегодняшний день нет ни одного действующего договора, «касающегося границ, установления мира с каким-либо из государств на наших западных границах».
«Рижский мирный договор от 1921 года тоже не действует. Поэтому попытка каким-то образом актуализировать недействующие международные соглашения – это чистой воды демагогия и популизм с расчетом как на возбуждение антироссийских настроений, и без того бытующих в Польше, так и на попытки каким-то образом попасть в топ внимания мировой повестки. Все это – негодные средства и негодные цели. Никаких практических последствий польские желания заполучить что-то от России не имеют», – сказал Симиндей газете ВЗГЛЯД.
Историк назвал полным «бесстыдством и наглостью» со стороны польского руководства что-то требовать от нынешнего руководства России, которая является правопреемницей СССР по четкому кругу вопросов, касающихся ядерного оружия, места в Совбезе ООН, признанных внешних долгов и зарубежной собственности.
«Польские попытки поиграть в историю могут столкнуться со встречными напоминаниями Польше о том, кто что для нее сделал. Иосиф Виссарионович Сталин, например, сделал польские западные и восточные границы.
И то, что сегодня представляет собой Республика Польша в плане границ, было слеплено на основании решений, принятых под прямым давлением советского руководства, за счет немецких земель», – напомнил историк.
В Германии также указали на отсутствие правовых оснований требовать с нее выплаты репараций. Притязания Польши, напомнили в Берлине, утратили силу в момент заключения в 1990 году Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии («Договор 2 + 4»), так как Польша при подготовке этого соглашения «не предъявила требований о репарациях путем молчаливого отказа».
Требование военных репараций от Германии прямо противоречит соглашениям, подписанным Польшей в 1953 году, то есть Варшава не признает себя правопреемницей Польской народной республики и ставит под сомнение собственные границы. После Второй мировой войны в состав Польши влилось примерно 25% территории Третьего рейха в границах 1937 года. По инициативе Сталина новую карту Польши в ходе Потсдамской конференции утвердила вся «большая тройка». Таким образом, требование «репараций» естественным образом ставит под сомнение справедливость нынешней западной и северо-восточной границ Польши.
Как говорил газете ВЗГЛЯД профессор Дипломатической академии МИД России Лев Клепацкий, заявления польской стороны – это «бессмыслица и в историческом, и в политическом, и в моральном плане». Репарации взимаются с побежденной стороны, но очевидно, что по отношению к Польше СССР не является побежденной стороной.
Кроме этого, Советский Союз оказал большую помощь в восстановлении Польши. У Польши появилась промышленность, которой не было до войны, потому что страна относилась к числу беднейших в Европе. Если в ходе войны Польша потеряла 40% национального достояния, то уже к 1949 году производство промышленной продукции на душу населения в стране выросло в 2,5 раза, экономический эффект от реализации промышленных товаров вырос на 200%.
«После войны Советский Союз поставлял Польше (в ущерб себе) зерно для посева,
– напомнил Клепацкий. – Поставлялись и продукты питания – то, что сейчас назвали бы гуманитарной помощью».
У Польши нет никаких прав на репарации от России, считает и сенатор Алексей Пушков. Как пишет политик в Twitter, «ей даже не стоит начинать эту заранее проигранную партию». По словам сенатора, польская элита поглощена «прошлым и национальными комплексами». «От польской элиты не исходит ни одной идеи, ни одной инициативы, обращенной в будущее. Она поглощена лишь прошлым и национальными комплексами», – добавил он.