Как сообщила турецкая печать, спецслужбы страны получили сигнал о том, что российские военные корабли, проходящие через Босфор, могут быть атакованы джихадистами. Сама турецкая служба безопасности эту публикацию опровергла. Но известно, что накануне российский большой десантный корабль (БДК) «Цезарь Куников» действительно прошел через Босфор в сопровождении турецкой охраны, что раньше случалось нечасто.
Обороны всегда бывает мало, все от ситуации зависит. Не будешь же всегда и везде сильным. Что-то где-то может быть и упущено
Последний раз такое было ровно год назад, когда четыре турецких катера береговой охраны сопровождали через Босфор БДК «Минск», шедший к берегам Сирии. Но в тот момент отношения России и Турции были враждебными из-за гибели российского самолета, сбитого турецкими ВВС. Конвой призван был не столько охранять «Минск», сколько нервировать российских моряков. В этот раз, наоборот, Анкара приказала сопровождать российский корабль, как пишет газета, чтобы исключить любые происшествия, которые могли бы вновь поссорить ее с Москвой.
Согласно сообщениям прессы, «Цезарь Куников» тоже участвует в операции «Сирийский экспресс» – по доставке боеприпасов для российского гарнизона на авиабазе «Хмеймим» под Латакией и сирийской армии, ведущей бои с исламистами.
По данным Haberturk, террористы могут использовать для своей атаки некое «длинноствольное оружие (видимо, имеются в виду снайперские винтовки – прим. ВЗГЛЯД) или ракетные установки». Ясно также, что атака будет готовиться в тех местах, где корабли максимально близко подходят к берегу. Всего, по данным издания, спецслужбы насчитали 146 таких точек. Кроме того, отныне каждый российский военный корабль будут охранять турецкий боевой вертолет и два катера береговой охраны.
Представитель стамбульского отделения турецкой службы безопасности выступил с опровержением, заявив, что никакой информации о возможной атаке ИГИЛ* не поступало. «Что касается деталей о 146 пунктах наблюдений и прочем – возможно, эти факты какие-то СМИ узнали впервые и задались вопросом: к чему бы это?» – предположил представитель ведомства.
Между тем факт остается фактом: российский корабль «Цезарь Куников» шел через Босфорский пролив в сопровождении турецкой охраны. Не исключено, что спецслужбы действительно получили какой-то сигнал, о котором стало известно журналистам.
По действующим международным соглашениям, предоставлять ли охрану, решают сами турки. Как правило, иностранным военным кораблям власти лишь предоставляют местного лоцмана и не более того. При этом, естественно, передвижение иностранных судов, как военных, так и гражданских, отслеживается турецкими спецслужбами и военными. Но о том, чтобы выставлять посты, причем уже не с аппаратурой, а с полицейскими вдоль пролива, да еще и в таком количестве – 146 точек – ранее даже речи не велось.
Особую тревогу в этой связи внушает то, что полгода назад в Турции неизвестные террористы уже пытались атаковать морскую цель. 14 октября в районе шоссе Анталья – Кемер они открыли с берега огонь из гранатомета по проходящему мимо танкеру. Похоже, стреляли непрофессионалы, поскольку цели они не достигли. Две гранаты попали в рыбную лавку, одна – в склад. Никто не пострадал. Ответственность за обстрел ни одна группировка на себя не взяла. Спецслужбы арестовали несколько человек, предположительно, связанных с Рабочей партией Курдистана. С тех пор новой информации о расследовании не поступало.
Возможно, что на мысль атаковать российский корабль террористов навел инцидент с разведчиком Черноморского флота «Лиманом» в 40 км северо-западнее Босфора. Как писала газета ВЗГЛЯД, 27 апреля его ударом в бок в тумане потопил обычный скотовоз Youzarsif H (в других источниках он называется «Ашот-7»), шедший под флагом Того.
Впрочем, уверены эксперты, случайное столкновение больших судов – это одно, а попытка нанести ущерб военному кораблю обстрелом с суши – совсем другое. Водоизмещение среднего разведывательного корабля «Лиман» – 1560 тонн, длина – 73,3 м. Скотовоз Youzarsif H («Ашот-7») по размерам и водоизмещению даже несколько превосходит «Лиман». Его размер – 83 м, а водоизмещение – свыше двух тысяч тонн. Нанести же серьезный ущерб военному кораблю путем обстрела с суши можно только используя противокорабельные комплексы, чего ИГИЛ в Босфоре себе позволить, конечно, не может. Кроме того, информации о том, что у этой группировки такое вооружение есть, не поступало.
Советник начальника Генштаба, бывший командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов счел сообщение турецкой печати вполне правдоподобным. «Думаю, что российские корабли должны взаимодействовать с турецкой охраной», – сказал адмирал газете ВЗГЛЯД. На его взгляд, двух кораблей сопровождения и вертолета, о котором упоминает пресса, было бы достаточно: «Но и один турецкий военный корабль сопровождения российским морякам тоже не помешает. Обороны всегда бывает мало. Не будешь же всегда и везде сильным. Что-то где-то может быть и упущено».
Российские военные корабли и сами всегда имеют право на самооборону, в том числе и в турецких территориальных водах, подчеркнул адмирал.
А бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко добавил, что военные корабли проходят зону пролива всегда по боевой тревоге. «Все находятся на боевых постах. Работают радиолокационные станции. Часть личного состава выделяется для визуального осмотра с левого и правого борта. На борту есть взвод или больше морской пехоты. Она вооружена стрелковым оружием и гранатометами», – рассказал адмирал «Интерфаксу».
«Наши отразить нападение могут, но лучше, чтобы это сделали турки», – считает военный аналитик, капитан I ранга запаса Константин Сивков, добавив, что сам по себе факт стрельбы российских военных на турецкой территории, пусть и совершенный на законных основаниях, может быть крайне плохо воспринят Турцией.
Не исключено, что ИГИЛ как раз и рассчитывает на жертвы среди местного населения, вызванные ответным огнем российских моряков. Но Сивков сомневается, что боевики не смогут незаметно доставить на берега Босфора «ракетные установки», о которых пишет турецкая газета. Если они и смогут напасть, то лишь при помощи легкого оружия. «Они могут пробить дырку в борту из гранатомета. Будет небольшой пожар. Возможно ранение или гибель одного–двух членов экипажа. Более серьезный ущерб нанести кораблю они не смогут», – предположил Сивков в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Напомним, теракты на море вообще редкость. А единственный успешный пример нападений такого рода за последние двадцать лет продемонстрировали именно последователи бен Ладена. Осенью 2000 года в порту Адена, что в Йемене, американский эсминец «Коул» был атакован катером, управляемым двумя смертниками и начиненным около 300 кг взрывчатки. Погибли 17 человек, еще 39 получили ранения. Благодаря эффективным действиям экипажа корабль все же остался на плаву.
Российским морякам надо быть готовыми к отражению и такой угрозы, считает Сивков. «Если на катере будет килограмм 300–400 взрывчатки, тогда корабль действительно может получить серьезный ущерб», – предупредил эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ