Директор предприятия «Лугансквода» Александр Авершин накануне сообщил, что Киев с 5 мая прекратил поставки воды потребителям Луганской народной республики. «Все населенные пункты обеспечены только за счет объемов, добываемых в ЛНР», – констатировал Авершин. В сложившейся ситуации в ЛНР «определенный дефицит в объемах добываемой и распределяемой воды», который составляет около 30%, добавил он.
Подобные действия против мирного населения запрещены и международным законодательством, и условными «законами войны
4 мая украинская сторона без объяснения причин сократила подачу воды в ЛНР на 85%. Как тогда сообщил полномочный представитель Луганской народной республики на минских переговорах Владислав Дейнего, Украина блокирует все механизмы оплаты за воду.
Таким образом, Киев не выполнил собственное обещание: в конце апреля украинские власти объявили, что «с гуманитарной точки зрения» не намерены прекращать поставки воды в не контролируемую ими часть Донбасса.
«Для выхода из данной ситуации мы вынуждены ввести графики подачи воды по городам, которые согласованы с администрациями городов», – сообщил Авершин Луганскому информационному центру.
Кто остался без воды
Украина на 85% сократила поставку воды с Западной фильтровальной станции (ЗФС-2), располагающейся под Лисичанском (на территории, контролируемой украинскими силовиками), поясняют в руководстве «Луганскводы». Полностью без питьевой воды могут остаться города Стаханов, Кировск и Брянка. Это связано с тем, что внезапное решение украинской стороны совпало с запланированным решением самой «Луганскводы» – закрыть на профилактику водовод, обеспечивающий эти города.
«В города Антрацит, Красный Луч и Перевальск (за счет перераспределения в магистральных сетях) подача воды будет ограничена до 30%», – сообщается на официальном сайте предприятия.
«Собственных источников в ЛНР недостаточно, особенно когда это касается густонаселенных территорий: Луганск, Стаханов, Первомайск», – пояснил в комментарии газете ВЗГЛЯД заместитель главы Луганской народной республики по внутренней политике Родион Мирошник. «Но мы работаем над этим», – заверил представитель руководства ЛНР.
Как решается проблема
Заместитель главы ЛНР Родион Мирошник пояснил, что появился целый ряд других источников: используются и подземные водохранилища, и те источники, которые «не рассматривались в былое время», потому что они недостаточно эффективны, «но сегодня не до жиру». Пришлось переориентировать водоканалы на получение воды из других источников. Они поменьше, их больше, это затратнее, но позволяет решать проблему в условиях экономической блокады, добавил собеседник.
В частности, в середине апреля министерство строительства и ЖКХ ЛНР сообщило о планах пробурить шесть артезианских скважин на правом берегу Северского Донца, чтобы улучшить водоснабжение населенных пунктов Красный Яр, Вергунский разъезд, Большой Вергунки и восточных кварталов Луганска. В прошлом году восстановительные работы велись на водных скважинах в районе Славяносербска (населенный пункт в 30 км к северу от Луганска) – водой из этих скважин снабжается город Алчевск, откуда вода подается в другие районы республики.
«Также бывают ситуации, когда небольшие поселения оказываются вообще без водоснабжения, вода привозится автомобильными цистернами. Но обычно это краткосрочный период, когда деваться уже некуда», – пояснил Мирошник.
#{smallinfographicright=770856}«Программа поиска альтернативных источников работает уже больше двух лет. Нельзя сказать, что проблема решена на 100%, но на две трети вопросов ответы уже найдены. Вопрос, что ЛНР продержится без украинского водоснабжения, не стоит», – указал Мирошник.
Собеседник отметил, что постоянный дефицит с водой в ЛНР есть. «Но он не критический. Нет такого, чтобы какие-то территории неделями не получали воду», – констатировал собеседник.
История водной блокады
Ранее гуманитарная ситуация в ЛНР неоднократно ухудшалась из-за прекращения поставок воды с украинской территории. Поясним: почти все водозаборы и насосные станции Луганской области находятся «по ту сторону» линии соприкосновения. Устойчивое водоснабжение степной Луганщины при помощи каналов и водоводов было налажено при советской власти. Но, естественно, в этих проектах не было учтено появление линии фронта в Донбассе.
Так, в марте украинские власти прекратили подачу воды с ЗФС под Лисичанском, после чего без воды осталось несколько городов в ЛНР. Позже было заявлено, что причиной перекрытия стала авария на магистральном водоводе. Однако ранее Украина неоднократно не «по техническим причинам», а намеренно перекрывала водоснабжение.
#{smallinfographicleft=736797}Ранее газета ВЗГЛЯД отмечала, что еще в 2014 году, в разгар боевых действий, снабжение Луганска водой (как технической, так и питьевой) было полностью перекрыто.
Как подчеркивал в интервью газете ВЗГЛЯД заместитель главы ЛНР по внутренней политике Родион Мирошник, в начале 2015 года украинская сторона усилила блокаду, введенную в 2014-м: «отключалось все что угодно: связь, электроэнергия, вода».
В частности, в декабре 2016 года Украина в очередной раз прервала подачу воды в ЛНР. Как тогда констатировал полпред республики на минских переговорах Владислав Дейнего, Киев действовал в нарушение украинского же закона о питьевом водоснабжении.
В Киеве, в свою очередь, заявляли, что перестали подавать воду в Луганск за долги. Украина требовала от ЛНР оплатить 270 млн гривен за поставки воды, еще даже не заключив соответствующего соглашения, констатировали в Луганске.
Ранее, в августе 2016-го, формальным поводом для водной блокады ЛНР объявлялись перебои с поставками электричества с территории республики на украинскую сторону. Находящаяся под контролем Киева часть Луганской области снабжается электричеством из ЛНР. В результате аварии на линии из Луганска в Станицу Луганскую (населенный пункт на левом берегу Северского Донца, находящийся под контролем ВСУ) она несколько дней не получала электроэнергию.
Тогдашний глава Луганской областной военно-гражданской администрации Геннадий Москаль воспринял это как эпизод «коммунальной войны» со стороны «сепаратистов» и распорядился в ответ отключать воду. Тогда возобновления поставок удавалось добиться путем переговоров. Но, как явствует из вышеизложенного, перекрытие оказалось не первым, и вполне вероятно, не последним.
«За три года воспитали иммунитет»
С тех пор киевские власти отключали электроснабжение, причем не обращая внимания на то, что оно обеспечивало 1800 домохозяйств, находящихся на территории, подконтрольной Киеву, отключали водоснабжение и периодически газоснабжение, резюмирует Родион Мирошник.
«Это способ политического, экономического давления», – указал собеседник. Он напомнил, что подобные действия против мирного населения подпадают под Римский статут и запрещены международным законодательством и условно называемыми «законами войны».
Если раньше Киев хотел так заставить ЛНР, ДНР пойти на какие-либо соглашения и условия, сейчас «я не вижу реальных причин, почему это происходит».
«Это попытка держать территории в напряжении, потрепать нервы и мелко нагадить, – указал Мирошник. – Однако мы пережили 2014 год, когда это был шок. Теперь за три года воспитали иммунитет. Уже отработан механизм, как это перекрывать».