Сама идея организации переговоров между сторонами сирийского конфликта в Астане появилась в конце прошлого года, после того, как была создана тройка Россия – Турция – Иран, и с тех пор работа по подготовке ко встрече идет полным ходом.
Нужно провести первую за все время войны встречу между властями и вооруженной оппозицией
Цель понятна: нужно провести первую за все время войны встречу между властями и вооруженной оппозицией и подписать на ней временное перемирие. Это станет историческим прорывом – действительно поворотным моментом в почти уже шестилетней войне.
Учитывая, что договоренности об этом достигли Путин и Эрдоган, деваться сирийской оппозиции некуда. Причем не только тем, кто отчасти зависит от турок, но и просаудовским группировкам – потому что все понимают, что отказ от перемирия приведет к попаданию в разряд террористических, то есть приравниванию к ИГИЛ* и «ан-Нусре». Со всеми вытекающими отсюда боевыми ударами российской авиации.
Так что в Астане ожидается достаточно серьезное представительство оппозиции – и даже если Дамаск и повстанцы не сядут за один стол, а ограничатся контактами через посредников, шансы на подписание перемирия достаточно велики. И это станет настоящей сенсацией.
Россия, Турция и Иран выступают организаторами переговоров и гарантами соблюдения перемирия – и если оно будет зафиксировано, то станет окончательно понятно, что именно три эти страны и будут умиротворять Сирию и принуждать стороны к примирению. Все остальные – и та часть вооруженной оппозиции, что не поедет в Астану, и все внешние игроки – будут вынуждены присоединиться к процессу.
Работа над успехом Астаны идет полным ходом. В Сирии объявлено перемирие, вооруженная оппозиция требует, чтобы оно соблюдалось и на юге страны, и в Дамаске, угрожая в случае его нарушения отказаться от поездки в Астану. Владимир Путин тем временем проводит телефонные переговоры с турецким, иранским и сирийским руководством, с президентом Казахстана Назарбаевым.
В пятницу состоялись российско-китайские консультации по сирийскому вопросу – они прошли на уровне МИД, но и Путин и Си и так имеют в целом согласованную позицию по Сирии. На следующей неделе в Москву приедет министр иностранных дел Иордании, будут привлечены Египет и Ирак. Поступит приглашение и американцам – но понятно, что уже после вступления в должность новой администрации, до которого, впрочем, осталась неделя. Точно так же будет привлечена и Саудовская Аравия. Начало переговоров в Астане назначено на 23 января – и тут все имеет значение, и место, и время.
Понятно, почему выбрана Астана – это наглядная демонстрация того факта, что ключевую роль в сирийском урегулировании играет Россия. Казахстан – ближайший союзник России, участник и Евразийского союза, и Шанхайской организации сотрудничества, то есть российско-китайского проекта, постепенно превращающегося в паназиатский. Кроме того, Казахстан еще и мусульманская страна – таким образом, лучше места и не придумаешь. Именно в азиатской, мусульманской, союзной России стране и нужно решать главную на сегодняшний день мировую проблему, искать пути выхода из войны, которая идет в мусульманской и азиатской стране, также союзной России. Не Женева, где годами под эгидой в первую очередь западных стран бесплодно пытались свести Асада и повстанцев – а евразийская Астана.
При этом Астана не отменяет Женеву – но намеченная там на 8 февраля встреча будет иметь смысл только в случае успеха первых переговоров в столице Казахстана. К тому времени уже и новая американская администрация подоспеет – и Тиллерсон сможет прибыть в Швейцарию на «все готовое». Вполне вероятно, что и дальше две площадки так и будут работать параллельно, дополняя одна другую – но все будут понимать, какая является главной. Та, где было заключено перемирие, которое организовали Россия, Турция и Иран – и к астанинским переговорам придется присоединиться и США, и Саудовской Аравии.
Кроме всего прочего, Астана позволит подключить и авторитетного Нурсултана Назарбаева – который лично окажет стабилизирующее воздействие на русско-турецкое согласие, благодаря которому и начинается реальный переход к завершению войны в Сирии. Назарбаев удобен и для исламского мира, и для Запада, и для Китая – так что если переговоры в Астане пойдут успешно и со временем там будет найдена формула сирийского урегулирования, то это будет вполне достойным подтверждением высокого международного авторитета лично Назарбаева.
Сирийское урегулирование будет долгим и нудным процессом – ведь Россия, как и Дамаск, не заинтересована в разделе (не юридическом, а фактическом) страны, а значит, предстоят сложнейшие переговоры как между различными отрядами, группами, кланами, племенами, общинами, так и их внешними покровителями. Но если эти переговоры будут идти в условиях перемирия на большой части сирийской территории – это уже будет огромным достижением встречи в Астане.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ