В среду вечером королева Великобритании Елизавета II приняла отставку Дэвида Кэмерона с поста премьер-министра страны. Британское телевидение транслировало в прямом эфире прибытие премьера и появление его семьи в дверях Букингемского дворца после аудиенции у королевы.
У вас будет только лишь новый премьер-министр, а у меня – новый хозяин
Решением королевы премьер-министром Великобритании официально объявлена Тереза Мэй, занимавшая пост министра внутренних дел в кабинете Кэмерона.
Разногласия с микрофонами
Уже прощаясь с избирателями, Кэмерон успел отличиться и попасть в заголовки мировых СМИ. Напомним, накануне после заявления о своей грядущей отставке премьер забыл выключить микрофон и ушел, напевая мелодию, после которой добавил: «Да... хорошо». Что именно хорошо, собственное исполнение или Кэмерон просто согласился со стечением обстоятельств, общественность мало заинтересовало. Зато песню Дэвида Кэмерона журналисты уже прозвали «Doo Doo Doo». Пользователи социальных сетей до сих пор гадают, что это была за мелодия. Многие приводят «доказательства» того, что британский премьер исполнял Симфонию № 5 Шостаковича. Другие отмечают, что композиция похожа на саундтрек к «Звездным войнам», и дали песне еще одно название – «Зловещий гимн тори». В Сети появились обучающие материалы, как правильно ее играть.
Кот здесь власть
Не менее душещипательной историей стало прощание Кэмерона с котом Ларри, с которым он проработал бок о бок с 2011 года. Чета Кэмерон не сможет забрать кота с собой из резиденции на Даунинг-стрит, так как он не принадлежит этой семье, а исполняет и продолжит исполнять обязанности главного мышелова, сообщил официальный представитель британского кабинета министров. «Он является тем котом, который несет государственную службу», – пояснил чиновник.
Напомним, Ларри во время так называемого мышиного скандала – нашествия грызунов на Даунинг-стрит – был переведен из приюта для кошек и собак в лондонском районе Бэттерси в штатный состав секретариата британского кабинета министров на должность главного мышелова. В его характеристике подчеркивался «сильный охотничий инстинкт».
«У вас будет только лишь новый премьер-министр, а у меня – новый хозяин», – написал некто от имени Ларри на личной странице кота в Twitter, подписчиками которой являются 48 тыс. человек.
«Евроскептик и оппонент США» в Ираке и Ливии
Кэмерон запомнился тем, что стал самым молодым премьером в Великобритании за последние 200 лет. Он пришел на этот пост в 2010 году, когда ему было 43.
Впрочем, «молодые годы» не помешали ему выбрать нужную тактику – еще во время борьбы за кресло премьера СМИ называли Кэмерона образцом популизма. Он всегда выступал по самым чувствительным вопросам: ратовал за защиту прав женщин, мигрантов и секс-меньшинств, голосовал за запрет охоты на лис и против запрета на курение. В 2003 году он горячо поддержал войну в Ираке, а уже в 2006 году столь же горячо призывал расследовать, насколько объективными были обстоятельства для начала этой войны.
Не менее горячо Кэмерон поддерживал план правительства лейбориста Гордона Брауна по борьбе с последствиями мирового экономического кризиса 2008 года, но когда рейтинги правительства среди уставшего населения стали стремиться к нулю, Кэмерон заявил, что это именно правительство не сумело подготовить страну к кризису.
Будучи кандидатом в премьеры, Кэмерон часто называл себя евроскептиком и подчеркивал, что Великобритания не должна подчиняться внешней политике США. В премьерском кресле взгляды Кэмерона полярно изменились. Когда в 2011 году вспыхнула гражданская война в Ливии, которую тогда возглавлял Муаммар Каддафи, Кэмерон поддержал идею создания там «бесполетного пространства», чтобы предотвратить использование ливийской авиации против противников режима Каддафи.
Последовала соответствующая резолюция Совбеза ООН, после чего Кэмерон изъявил желание охранять запрет на правительственную авиацию в Ливии с помощью военной силы. Так, Великобритания официально присоединилась к США и Франции, проводившими военную операцию в Ливии. Вместе с Бараком Обамой и Николя Саркози он выпустил совместное заявление, где подчеркивалась «немыслимость» будущего Ливии во главе с Каддафи.
Велосипед не очень помог
Небезоблачно складывались у Кэмерона отношения с избирателями. Когда он стал премьером, его упрекали за то, что он отстаивал интересы элит и был далек от простого народа. Близость к народу Кэмерон решил подчеркнуть с помощью велосипеда, на котором он традиционно ездил на работу. Примеру Кэмерона последовал и мэр Лондона – консерватор Борис Джонсон.
Тем не менее велосипед в общении с народом мало помог. В августе 2011-го в Лондоне и других британских городах прошла волна массовых беспорядков с бурными столкновениями с полицией, поджогами магазинов и прочим. Кэмерон выступил за арест участников и заявил о необходимости их выселения из социального жилья.
В апреле нынешнего года в центре Лондона вновь прошел митинг с требованием отставки Кэмерона. Поводом стало упоминание имени отца Кэмерона в «Панамских досье». В ответ на просьбу прокомментировать данное обстоятельство пресс-служба правительства заявила, что это «личное дело» премьера.
Лишь после того, как в британской прессе в течение нескольких дней муссировался вопрос о том, продолжает ли его семья пользоваться этим офшорным фондом, Даунинг-стрит выпустила заявление, где говорилось, что ни Дэвид Кэмерон, ни его супруга, ни дети «не пользуются никакими средствами, полученными через офшорные фонды». Сам Кэмерон признал, что его первоначальная реакция на утечки была ошибочной.
Финальный провал
Несмотря на прошлые заявления о евроскептицизме, уже на посту премьера Кэмерон всячески подчеркивал, что остается сторонником сохранения Британии в составе Евросоюза. При этом он выступал за расширение ее прав и преимуществ, в том числе за гарантию финансового неучастия в поддержке евро и дополнительные ограничения на въезд мигрантов из других стран Евросоюза.
Договоренности с Брюсселем заключить удалось. В частности, Британии даже разрешили не платить социальные пособия трудовым мигрантам из ЕС в течение ближайших семи лет. Кэмерон надеялся, что это соглашение сгладит усталость британцев от ЕС и они проголосуют за то, чтобы остаться в союзе. Впрочем, Кэмерон заявлял, что не уйдет в отставку, даже если победят сторонники «Брексита». Судя по всему, британский премьер был уверен в положительных итогах референдума. Реальные результаты обрушились на Кэмерона подобно снежному кому. Британские СМИ, в частности Independent, назвали референдум политическим провалом Кэмерона и указали, что премьер и раньше прибегал к рискованным решениям. Одним из таких был референдум по выходу Шотландии из Великобритании в 2014 году. Но тогда более половины британцев проголосовали за сохранение Шотландии в Великобритании.
На этот раз все оказалось куда сложнее, и Кэмерон, всегда скептически настроенный к принципу верности своему слову, заявил: «Британский народ принял твердое решение пойти другим путем, стране нужно новое руководство». Уже в среду тон Кэмерона стал более примирительным. «Я пришел на Даунинг-стрит, чтобы вместе со страной противостоять проблемам, быть с народом во времена принятия трудных решений, чтобы вместе прийти к лучшим временам. Сегодня я ухожу и надеюсь, что люди получат более сильную страну, процветающую экономику и больше шансов в жизни», – сказал Кэмерон.