По данным минобороны Японии, российские суда были замечены в окрестностях острова Кубасима недалеко от архипелага Сенкаку около 21.50 среды по местному времени (15.50 мск). Спустя шесть часов все они покинули акваторию. Как заявил в четверг генеральный секретарь (глава аппарата) правительства Есихидэ Суга, к данному вопросу «мы привлекли необходимое внимание России по дипломатическим каналам».
Япония будет также изгнана со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности
Зато куда большее беспокойство в Стране восходящего солнца вызвало появление в тех же водах китайского фрегата. В МИД даже вызвали посла КНР. Замминистра иностранных дел Акитака Сайки заявил послу, что Токио «испытывает очень глубокую тревогу» относительно появления китайских военных судов у спорных островов.
Агентство «Киодо» напоминает, что российские военные корабли и раньше плавали близ Сенкаку, и с точки зрения международного права проблем в этом нет. Китайские суда также там плавали, но военный корабль Китая был замечен впервые.
Спорный архипелаг находится в Восточно-Китайском море, Япония впервые предъявила на него претензии в 1895 году, по итогам Второй мировой Сенкаку (на китайских картах – Дяоюйдао) вместе с Окинавой перешли под юрисдикцию США, а в 1972 году американцы вернули Токио оккупированные территории. Через 20 лет, в 1992 году, Пекин объявил, что на картах 1783 и 1785 годов острова Дяоюйдао обозначены как китайская территория, а значит, в соответствии с Каирской декларацией 1943 года, должны быть отторгнуты у Токио.
В декларации о целях войны с Японией, подписанной представителями США, Британии и Китая, напомним, говорилось: «цель заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны 1914 года, и в том, чтобы все территории, которые Япония отторгла у китайцев, как, например, Маньчжурия, Формоза и Пескадорские острова, были возвращены Китайской Республике. Япония будет также изгнана со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности».
В 1943 году Китай был единым, поскольку в настоящее время Тайвань де-факто (а по мнению ряда стран и де-юре) является независимым, и он также претендует на Сенкаку-Дяоюйдао. Острова остаются под контролем Японии, в 2012 году правительство выкупило у частного владельца три из пяти островов, чтобы подчеркнуть их государственный статус.
Если из-за появления в спорной акватории российского корабля Токио официально лишь «привлек внимание» Москвы, то из-за того, что там же в то же время был замечен китайский военный корабль, будет созван совет безопасности Японии. Как передает РИА «Новости», предполагается, что совбез проанализирует ситуацию и рассмотрит варианты дальнейших действий. Кроме того, будут обсуждаться способы взаимодействия с США.
США регулярно вмешиваются в территориальные споры Китая с соседями. Ранее американские военные корабли появлялись в акватории спорных островов Наньша, они же Спратли. Список претендентов на этот архипелаг и прилагаемую к нему акваторию еще больше, чем в случае с Сенкаку-Дяоюйдао. Острова считают своими не только Китай и Тайвань, но и Вьетнам, Малайзия, Филиппины и отчасти Бруней.
Контролируемые Китаем с 1974 года Парасельские острова считают своими Вьетнам и все тот же Тайвань. Не остается в стороне и Южная Корея – в 2013 году в ответ на создание Китаем опознавательной зоны ПВО в районе Сенкаку Сеул расширил свою зону на необитаемые острова Марадо и Хондо, а также на скалу Иодо, на которую также претендует Китай. Япония и США тогда одобрили это решение.
Все вышеупомянутые острова и архипелаги расположены над потенциальными залежами полезных ископаемых – именно этим объясняется то, что множество государств претендуют на эти малоценные сами по себе клочки суши.
Никакого простого решения этих вопросов быть не может. Если исключить военный путь, то нужны многолетние исследования, которые будет проводить признанный всеми сторонами третейский суд.
Проблема в том, что вместо того, чтобы инициировать или хотя бы поддержать создание такого суда, США в данном регионе решают свою частную задачу «обуздания» Китая. Поскольку экономика Поднебесной по объему уже догнала американскую, Вашингтон считает Пекин своим главным конкурентом. Поэтому во всех территориальных спорах Китая с соседями американцы следуют крайне простой тактике – поддерживать соперников Пекина.
Как известно, российские космонавты по традиции перед стартом на Байконуре смотрят фильм «Белое солнце пустыни». Похоже, что было бы неплохо ставить эту киноленту американским дипломатам перед любыми высказываниями на тему Юго-Восточной Азии. «Восток – дело тонкое». Подходить к решению политических вопросов в этом регионе с атлантическим двухцветным видением мира – опасно для стабильности во всем мире.
Регулярно высказываемое Вашингтоном беспокойство по поводу возрождающейся России или усиливающегося Китая говорят не о том, что Москва или Пекин на самом деле угрожают безопасности США. Проблема в том, что американцы, как и представители многих европейских стран, просто не умеют вести переговоры с точки зрения равноправия сторон. А любая территориальная проблема, если ее решать не военными средствами, подразумевает равное уважение к каждому участнику спора.
Благодаря топорным действиям США и Евросоюза Ближний Восток и Северная Африка уже превратились в перманентную горячую точку. Если те же методы будут применяться в Юго-Восточной Азии – неизбежно полыхнет и там.
Цели России в этом регионе ровно противоположны американским. Нам не надо кого-то обуздывать. Наша задача – взаимовыгодное сотрудничество и с Китаем, и с Японией, Вьетнамом, с обеими Кореями и со всеми другими государствами АТР. При этом с Японией у нас тоже есть нерешенная территориальная проблема, а с Китаем похожий спор был взаимовыгодно решен – несмотря на имевший место 47 лет назад вооруженный конфликт.
Поэтому именно Россия могла бы стать инициатором создания международного третейского суда по решению территориальных проблем в регионе. Но нет ни малейших сомнений, что в этом случае США еще активнее станут обвинять нас во «вмешательстве в дела суверенных государств».
В любом случае альтернативы переговорам нет. Китай – ядерное государство, и в случае перерастания конфликта в «горячую» стадию мало не покажется никому.