Политика

22 июня 2016, 21:30

НАТО сводит Прибалтику с «имперских» рельсов

Фото: Josef Vostarek/CTK/Global Look Press

Страны Прибалтики подписали соглашение о строительстве железнодорожной магистрали Rail Baltiс. Большую часть расходов возьмет на себя ЕС. Проект, который задумывался с начала нулевых, свяжет Прибалтику с Европой более узкой «европейской» колеей. В строительстве дороги заинтересовано НАТО, которое ускорит переброску бронетехники в Прибалтику.

Эстония, Литва и Латвия подписали соглашение о строительстве железнодорожной магистрали Rail Baltiс. Как накануне сообщили в эстонском министeрстве экономики и коммуникаций, проект обойдется в сумму более 3,5 млрд евро. Причем около 85% этой суммы выделят из структур ЕС. В феврале Эстония, Латвия и Литва подали ходатайство в Еврокомиссию на финансирование первого этапа строительства железнодорожной трассы.

Руководству НАТО необходимо быстрое и оперативное перебрасывание военных и иных грузов в Прибалтику

На новые рельсы

Проект железной дороги с узкой – европейской – колеей через Литву, Латвию и Эстонию вынашивался давно. Еще в 2001 году прибалтийские страны подписали договор о создании железной дороги с европейской шириной колеи, которая соединила бы все три страны с Центральной Европой. Идеологическое обоснование проекта заключалось в том, что после вступления прибалтийских государств в ЕС железнодорожная колея остается «имперской» (ширина – 1520 мм, как в России и странах СНГ), в отличие от колеи остальных стран ЕС (1435 мм).

Rail Baltic должна связать страны Западной Европы с Прибалтикой через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Общая протяженность дороги составит более семисот километров. На данном этапе продолжаются подготовительные работы: экологические экспертизы, расчеты, консультации. Если сроки будут соблюдены, то строительство начнется в 2019 году, а закончится в 2026-м. Согласно изначальному плану, строительство дороги должны были закончить в нынешнем году.

Потенциал Rail Baltic оценивается в ежегодную перевозку 5 млн пассажиров и 16 млн тонн грузов. Однако есть некоторые проблемы. Например, нужно согласование скоростного режима на всей протяженности трассы. Еврокомиссия требует максимальную скорость до 240 км/час, однако пока в прибалтийских государствах готовы говорить о максимальной скорости в два раза меньше. Кроме того, темпы реализации начального этапа серьезно разнятся: если Литва уже построила первый участок трассы (завершить строительство планируется к концу этого года), пока не признаваемый Еврокомиссией как участок Rail Baltic, то Латвия практически не приступила к детальной привязке проекта к местности.

В Эстонии не скрывают, что в реализации проекта больше всего заинтересован блок НАТО. Единое железнодорожное сообщение по «европейской колее» маршрута Варшава – Таллин ускоряет доставку военной техники и оборудования союзников по альянсу в прибалтийские государства. Сегодня военная техника НАТО достигает Эстонии, Латвии и Литвы морским путем через Ригу, откуда перегружается на ж/д составы.

Однако проект критиковали профсоюзы железнодорожников Эстонии. Там отмечали, что сама дорога существует, «просто колея другая». «Сейчас мы точно так же можем ездить в Латвию, Литву, Польшу, если организовать эти пассажирские перевозки», – говорил глава профсоюза железнодорожников Эстонии Олег Чубаров, отмечавший, что показатели перевозок по железным дорогам в Эстонии сокращаются с 2007 года и в 2015 году достигли исторического минимума.

«Ярко выраженная антироссийская политика Литвы, Латвии и Эстонии»

Исторически и географически Россия и Прибалтика имели тесные железнодорожные связи. В 1990-е годы Прибалтика была монополистом российского транзита, однако сегодня она его фактически потеряла.

«Одинаковая железнодорожная колея имела смысл еще несколько лет назад, но со временем этот факт станет совсем малосущественным в результате происходящих геополитических изменений. Грузовые перевозки по железной дороге между РФ и Прибалтикой стремительно сократились за последние 10 лет, и причиной этого стала ярко выраженная антироссийская политика Литвы, Латвии и Эстонии», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

О чем можно говорить, если два месяца назад Россия вдвое сократила железнодорожный транзит в направлении Эстонии – с 12 до 6 поездов в день, в то время как 10 лет назад этот показатель равнялся 32, добавляет он.

Надо сказать, что все эти годы Россия не сидела сложа руки. Она перестраивала логистику своих поставок в Европу и теперь оказалась готовой к появлению Rail Baltic. Грузооборот одного только порта Усть-Луга по итогам 2015 года вырос на 16%. И в 2016 году он продолжает расти. «Мы успешно развиваем собственные независимые поставки, а Прибалтика, если ей это так нравится, если ей так спокойнее живется, пусть строит свою независимую сеть», – говорит Андриевский.

При этом «ксенофобская», то есть антироссийская, политика делает хуже только самим прибалтийским экономикам. Так, латвийские экономисты и предприниматели бьют тревогу: транзит и ключевые промышленные отрасли страны падают на десятки процентов из-за разрыва отношений с Россией.

Однако Россия сделала ставку на собственные железные дороги и порты, чем нанесла Прибалтике серьезный удар (газета ВЗГЛЯД подробно писала об этом).

«Мобильно привозить оружие в Прибалтику»

Президент Центра стратегических коммуникаций, политолог Дмитрий Абзалов в беседе с газетой ВЗГЛЯД назвал решение стран Прибалтики по строительству новой сети железных дорог по европейским образцам переносом политики на экономику.

Не последнюю роль здесь играют военно-политические соображения, уверен Абзалов. «Ранее перевозка военного оборудования или вооружения из стран Запада в Прибалтику была де-факто в зависимости от старых советских стандартов, то есть от России. Приходилось из-за колеи менять вагоны, составы и т.д. Новая железнодорожная сеть строится в целях создания единого транспортного хаба с Европой. В таком случае перевозить оружие в Прибалтику можно будет более мобильно», – сказал эксперт.

Собеседник добавил, что создается военно-политический блок рядом с Прибалтикой. «Усиление присутствия НАТО в Восточной Европе и странах Балтии также сыграло свою роль. Одним словом, руководству НАТО необходимо быстрое и оперативное перебрасывание военных и иных грузов. Никакой другой экономической целесообразности в строительстве абсолютно новой железнодорожной сети я не вижу», – добавил политолог.

«Чтобы построить новую железнодорожную сеть, придется поменять всю старую. Дело в том, что стандарты нынешних дорог в Прибалтике несопоставимы с европейскими. Это очень дорого и невыгодно для Латвии, Литвы и Эстонии, в особенности когда дело касается грузовых поездов. Вся экономическая и железнодорожная инфраструктура Прибалтики была ориентирована как раз на вывоз грузов в сторону Запада. Теперь осуществляется обратное – будет строиться инфраструктура, ориентированная на ввоз вооружения и других товаров», – подытожил политолог.

Текст: Юрий Богданов,
Ольга Самофалова,
Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Финляндия решила срочно построить завод по производству тротила
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?