Россия улучшила свои позиции в индексе «мягкой силы», составляемом британским PR-агентством Portland. В прошлом году РФ входила в топ-50 (конкретное место не уточняется), в этом – уже в топ-30, где заняла 27-е место, опередив такие страны, как Китай, Чехия и Аргентина. Последняя также стала новичком списка. На первом же месте – США, на втором – уступившая американцам свое прошлогоднее лидерство Великобритания, на третьем – Германия.
Для того чтобы лидировать в рейтингах надо составлять их самому
Как уточняет РИА «Новости», расчеты индекса проводились исходя из двух базовых критериев – объективных и субъективных. К объективной части относятся такие параметры, как госуправление, бизнес-климат, образование и вовлеченность государства в решение глобальных проблем. Субъективные показатели определяются по результатам опросов общественного мнения в 25 странах мира: отношение к национальной кухне, оценка популярности производимых в стране технической продукции и товаров роскоши, благоустроенности, приветливости жителей, культуры и внешнеполитической составляющей государства.
Именно субиндексы представляют наибольший интерес в данном исследовании. Например, по показателю «культура» Россия находится на 14-м месте – сразу после Австрии, Нидерландов и Бельгии. На первых местах – США, Британия и Франция. Подчеркнем: критикам подобной оценки не стоит прибегать к тезису об «американском бескультурье». В данном случае под «культурой» имеется в виду не «великое прошлое», а популярность и распространенность бренда страны в мире. Голливудские фильмы смотрят повсюду, британская музыкальная сцена – законодатель мод, Париж – неофициальная столица любви, кулинарии и модельного бизнеса. Так что победители рейтинга вполне понятны и объяснимы.
Самые высокие позиции у России в разделе «вовлеченность в решение глобальных проблем» – восьмое место. На первом месте, как это ни удивительно, не США, а Франция. Все дело в том, что оценивается не физическое вмешательство, в котором американцам нет равных, а количество дипломатических представительств и различных программ сотрудничества.
Довольно высокий рейтинг у нашей страны и в «цифровом» разделе (развитие информационных технологий) – 11-е место, что выше Японии, которую у нас принято считать страной победившей кибернетики. Показательно, что «мировая фабрика» – Китай – оказался в последней тройке, ниже него только Португалия и Греция. Видимо, высокие места в этом субиндексе обеспечивает не только количество смартфонов на душу населения и средняя скорость интернета по стране, но и развитие зарубежного телевизионного и интернет-вещания, а также социальных сетей и мессенджеров.
Последние места у нашей страны в разделах «госуправление» и «опросы общественного мнения». Показательно, что США в разделе «госуправление» также находятся в нижней части списка.
Помимо собственно индекса, агентство Portland сопровождает каждую страну коротким текстовым обзором, где рассматриваются сильные и слабые стороны каждой страны, а также даются рекомендации. Среди сильных сторон США британские пиарщики отмечают «глобальное лидерство в цифровой сфере и в инновациях». Собственно, первое место американцев в рейтинге «мягкой силы» объясняется именно активным использованием «цифровой дипломатии». К числу слабостей агентство относит «регулярные новости о жестокости полиции, расовой напряженности, массовых расстрелах и в целом более высокий уровень убийств по сравнению с другими развитыми странами (рейтинг составлялся до расстрела в Орландо). Также, по мнению Portland, «во многих мировых столицах нервничают из-за возможного избрания Трампа президентом». Давать какие-либо рекомендации до президентских выборов в агентстве считают чисто «академическим упражнением», так как заявленная внешняя политика Клинтон и Трампа различается диаметрально. Разумеется, британские пиарщики поддерживают Клинтон и считают, что в случае ее избрания США сохранят лидерство в использовании «мягкой силы».
Относительно России комментарий Portland начинается со стереотипов: «Учитывая ежегодные военные парады и редкие вторжения в европейское воздушное и водное пространство, «мягкая сила» – не тот термин, который приходит в голову, когда думаешь о Российской Федерации». Но далее отмечается, что начиная с середины 2000-х Россия предприняла «огромные» (используется слово enormous, которое также может быть переведено как «чудовищные») усилия для изменения своего образа в мире. В первую очередь это телеканал RT, который «предлагает новости на многих языках, что дает ему одну из крупнейших аудиторий среди глобальных вещателей». Также Москва «восстановила свою роль дипломатического центра власти», возглавив на пару с Вашингтоном мирные переговоры по Сирии. Отмечается также, что Россия, несмотря на определенные трудности, остается серьезной экономической державой, привлекающей «мигрантов из Средней Азии и других постсоветских республик» (упоминать Украину авторы, видимо, не решились, чтобы не сломать стройную картину мира британских читателей). В заслугу нам ставятся 29 миллионов иностранных туристов в прошлом году, а также «богатая история, литература и искусство, которые широко известны и изучаются по всему миру».
Среди сильных сторон России британские пиарщики вновь упоминают телеканал RT с его «очень высокими рейтингами», «очень сильную дипломатию» и лидерство «в налаживании диалога для решения вопросов глобальной безопасности».
Слабыми сторонами нашей страны в вопросах «мягкой силы» Portland считает регулярные коррупционные скандалы, включая допинговые (в этом с ними сложно спорить), а также «дискриминационное законодательство относительно сексуальных и расовых меньшинств». Если по первому пункту понятно, что именно имеется в виду – статья 6.21 АК о запрете пропаганды нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних, то в случае с расовыми меньшинствами вопрос остается открытым. Такое ощущение, что составители рейтинга просто скалькировали на Россию традиционные американские формулировки, где расовая и сексуальная дискриминация ходят рядом.
Рекомендации, которые британское пиар-агентство дает Российской Федерации, также смотрятся несколько странно: «России следует помнить, что большая часть ее нынешних успехов проистекает из ее направленной во внешний мир политики конца 90-х – начала 2000-х. Россия выиграет, отказавшись от изоляционистской политики... и заявив о себе как о надежном и открытом партнере для всего мира».
Эти рекомендации явно противоречат тезису об «огромных усилиях» по изменению своего имиджа, которые Россия предприняла в последние 10 лет. Кроме того, после начала бомбардировок Югославии Москва вела вовсе не такую «открытую» политику, как в середине 90-х. После террористической атаки 11 сентября 2001 года наши отношения с США стали ближе, но после нападения на Ирак вновь ухудшились. Поэтому дело не в том, что Россия в какой-то момент увлеклась изоляционизмом. Дело в том, что США и другие «партнеры» регулярно игнорировали интересы нашей страны. И санкции, напомним, первой ввела не Россия. Так что Москва готова быть надежным и открытым партнером, но только на условиях равноправия.
И еще одна очевидная рекомендация, которой нет у британских пиарщиков, но которую должен давать клиенту каждый ответственный профессионал по связям с общественностью. Для того, чтобы лидировать в рейтингах, надо составлять их самому.