Британский премьер Дэвид Кэмерон, получив от коллег по Евросоюзу заверения в том, что «особый путь» его страны не является для Евросоюза чем-то неприемлемым, стал чуть ли не главным противником «Брекзита» (выхода Британии из ЕС) в Лондоне и активно включился в пиар-кампанию по этому вопросу. В опубликованной в газете The Telegraph статье он назвал запланированный на лето референдум о выходе Лондона из ЕС «авантюрой века». Это при том, что именно Кэмерон данный референдум и инициировал.
Премьер Чехии заявил, что в случае выхода Великобритании из ЕС в Европе начнет расширяться волна национализма и сепаратизма
«23 июня на кону будет стоять ни больше ни меньше будущее нашей страны. Это риск для нашей экономики, потому что эти изменения могут оказать давление на фунт, на наши учетные ставки и на показатели роста. Это риск в сотрудничестве по вопросам преступности и по темам безопасности. И это риск нашей репутации сильной страны в сердце самых важных мировых организаций», – пишет британский премьер.
Для нас весьма интересным является следующий довод Кэмерона: «Как мы можем быть уверенными, что продолжим быть сильными в мире, где на востоке есть Путин, а на юге – ИГ. Чтобы остаться сильными, нужно держаться вместе со своими соседями, партнерами и друзьями».
Разумеется, в том, что Россию и ИГ ставят на одну доску, нет ничего нового – тренд запустил Барак Обама, включив в тот же ряд подзабытый прессой вирус Эбола. Так почему бы этот довод не повторить премьеру страны, премьеров которой неоднократно называли «пуделями Вашингтона»?
Но тут важно смешение смыслов, которое допускает Кэмерон. Евросоюз – это, в первую очередь, экономический союз. Во вторую – политический. Военной подоплеки в нем изначально не было – для этого есть НАТО. Получается, что либо сам британский премьер путает понятия, либо в стремлении запугать избирателей готов поступиться истиной.
Ситуация действительно выглядит весьма неопределенной. Если бы референдум состоялся в ближайшее время, британский политикам пришлось бы стройными рядами двигаться в сторону выхода из Евросоюза. По данным онлайн-опроса ORB International, 52% жителей страны поддерживают прощание с ЕС, а за членство в ЕС выступают 48%. Причем тенденция не в пользу единства – месяц назад количество голосующих за сохранение в ЕС превалировало. Более того, за суверенитет активно выступают пожилые избиратели – самый дисциплинированный электорат в мире.
#{smallinfographicleft=781990}Показательно, что участники опроса говорили о таких проблемах, как экономика и миграция. «Российскую угрозу» всерьез никто не рассматривал.
Расклад сил накануне референдума очень напоминает опросы о выходе Шотландии из состава Британии. В последние дни в агитационный бой была брошена тяжелая артиллерия в виде королевы, министров, а также ведущих представителей бизнеса, и шотландцы все-таки проголосовали против независимости – сторонники самостоятельности набрали только 44% голосов при явке 84,5%.
Сейчас, кстати, сторонники шотландской независимости тоже оживились. «Все шотландские парламентарии выступают за сохранение Великобритании в составе ЕС. Но если страну вынудят выйти из ЕС, я уверен, жители Шотландии потребуют нового референдума о независимости, чтобы обеспечить себе место в Евросоюзе», – заявил лидер Шотландской национальной партии в палате общин Великобритании Ангус Робертсон.
Его слова могут стать серьезным доводом голосовать за ЕС для тех жителей Англии, которые не готовы попрощаться с Шотландией ради чаемого выхода из Евросоюза.
Как и в случае с империями, «европейское единство» в первую очередь начинает «трещать» по окраинам. И если про «Грекзит» (выход Греции из ЕС) на фоне Британии в последнее время даже не вспоминают, то восточноевропейские страны регулярно дают повод для подобных разговоров.
Так, премьер-министр Чехии Богуслав Соботка на прошлой неделе заявил, что в случае выхода Великобритании из ЕС в Европе начнет расширяться волна национализма и сепаратизма. «В таком случае дебаты о выходе из ЕС можно ожидать через пару лет и у нас (в Чехии)», – предположил он, отметив, что «любые предложения о выходе Чешской республики из ЕС» считает «полностью бессмысленными, вредными и опасными».
Соботке ответил президент Чехии Милош Земан, чью взвешенную позицию в Европе традиционно называют «пророссийской». «Я являюсь противником выхода из Евросоюза, но также и противником того, чтобы граждане не имели возможности голосовать по этому вопросу. Премьер-министр сказал, что воспрепятствует, чтобы по этому вопросу прошло голосование. Думаю, что это недемократично», – заявил чешский президент в интервью пражскому сетевому изданию ParlamentniListy.cz.
Также Земан не согласен с тем, что если Великобритания выйдет из Евросоюза, то Чехия через какое-то время окажется в сфере российского влияния. «Так как мы является государством – членом НАТО, то не можем одновременно быть в российской сфере влияния. Этого премьер, по-видимому, не понял», – отметил президент Чехии.
Судя по тому, что о «российской угрозе» в случае выхода из ЕС теперь говорит не только чешский, но и британский премьер, возможно, мы имеем дело с некоей общеевропейской концепцией, разработанной политтехнологами по заказу Брюсселя. Подумаешь, что неправда. Зато страшно.
Разумеется, все заявления в стиле «русские идут» не имеют под собой ни малейшего основания. Но некоторое зерно истины в утверждении, что нынешние проблемы единства Евросоюза связаны с Россией, безусловно, есть. Однако виноваты в этом не «российская пропаганда» и не риск высадки «вежливых людей» в странах Прибалтики. Виноваты антироссийские санкции и зеркальный ответ Москвы.
Вот подборка новостей за последние три дня:
«Депутат департамента Эсон от партии Николя Саркози «Республиканцы» и потенциальный кандидат в президенты Натали Костюшко-Моризе назвала одной из главных проблем для фермеров «русское эмбарго, которое сбило цены». Неправильно, что французские крестьяне должны расплачиваться за решения политиков», полагает она.
«Глава правительства Венгрии Виктор Орбан заявил, что автоматического продления санкций в отношении Москвы не планируется».
«Потери доходов в отдельных секторах сельского хозяйства Болгарии за время действия российского эмбарго с августа 2014 по январь 2016 года составили порядка 167 миллионов долларов, заявила министр сельского хозяйства страны Десислава Танеева».
Этот список можно продолжать, но очевидно, что до тех пор, пока Евросоюз был позитивным объединением стран, заинтересованных увеличить свой ВВП за счет сотрудничества с соседями, он был привлекательным проектом. После того как ЕС (не важно, по собственной ли инициативе или по настойчивой просьбе США) превратился в международного жандарма и участие в этом проекте стало приносить убытки, заинтересованность стран-участниц в сохранении статус-кво серьезно снизилась. Как писал по схожему поводу Иосиф Бродский, «курицу из борща грызть в одиночку слаще».
Европейские страны вступали в ЕС для кумулятивного развития, а не для того, чтобы ценой экономического спада и серьезных убытков давить на Россию, тем более что знающие историю люди отлично понимают: давление совершенно бессмысленно.
Сейчас сложно сказать, выскажется ли Британия в июне за выход из ЕС или, как и в случае с шотландским референдумом, с незначительным перевесом победят сторонники единства. Но ясно одно – если политика Брюсселя не изменится кардинальным образом, количество попыток «екзита» по всей Европе будет только увеличиваться.