После внеочередного саммита Евросоюза по проблеме беженцев, который состоялся в ночь на четверг в Брюсселе, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что в переговорах о разрешении конфликта в Сирии «мы должны разговаривать со многими участниками, включая Асада и других». То, что комментарий Меркель был сделан на фоне очевидного смягчения позиции лидеров западноевропейских стран по отношению к Башару Асаду, отметило и французское информагентство AFP. Правда, подобную позицию не разделяет Франция: так, президент Франсуа Олланд заявил, что в будущем Сирии нет места для нынешнего главы государства. Однако еще недавно мнение, что Асад более не является легитимным главой Сирии и «должен уйти, несмотря ни на что», в западном мире было доминирующим.
Кризис с беженцами стал важным фактором дезинтеграции ЕС, отталкивания от Брюсселя и Берлина целого ряда национальных государств
В свою очередь итальянский премьер Маттео Ренци подчеркнул, что к нынешнему кризису с беженцами привела именно внешняя политика Евросоюза: «Мы находимся в нынешней ситуации, потому что были приняты спорные политические решения во внешней политике в отношении Сирии и Ливии». Кроме того, Ренци подверг ЕС критике за задержку в принятии решений по миграционной проблеме. «С трехмесячным опозданием пришли к тому, о чем мы всегда говорили. Реальность намного сильнее документов Брюсселя, и летние встречи показали, что некоторые наши партнеры, занявшие определенные позиции, проявили близорукость», – констатировал премьер.
Меж тем во вторник госсекретарь США Джон Керри заявил, что поддержка Россией президента Сирии бросает вызов миру в регионе, и выразил уверенность, что действия Асада являются причиной увеличения потока беженцев. Со своей стороны глава российского государства Владимир Путин отверг попытки возложить на Россию вину за европейский миграционный кризис. Путин подчеркнул, что люди бегут, прежде всего, из-за боевых действий, «которые навязаны в значительной степени извне».
«Дверь в сторону прагматизма и реализма»
«Европейский политический истеблишмент все чаще высказывает сомнения в обоснованности той политики, которая велась в отношении Ливии, Сирии. Это не сегодня началось, просто кризис с беженцами эту ситуацию усугубил, поскольку он затронул вопросы, которые жизненно интересуют и евробюрократию, и лидеров ЕС», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Института национальной стратегии, политолог Михаил Ремизов.
#{smallinfographicleft=766021}«Кризис с беженцами стал важным фактором дезинтеграции ЕС, отталкивания от Брюсселя и Берлина целого ряда национальных государств, которые имеют претензии: первая – неадекватная геополитика, приведшая к таким кризисам, вторая – принуждение к приему большого количества беженцев. В ответ на это лидеры ЕС вынуждены как-то маневрировать и корректировать свою позицию», – добавил политолог.
Позиция Италии здесь не новость, Рим уже давно говорит, что политика смены режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке была ошибкой. «Германия по сирийскому кризису, ливийской ситуации также не была сторонником военной интервенции, – напомнил эксперт. – А вот Франция идет по инерции своей собственной политики, потому что она и по Сирии, и особенно по Ливии играла активную роль».
Он уверен, что число стран – членов ЕС, готовых пересмотреть свою позицию по Сирии, будет увеличиваться: «Постепенно дверь будет отворяться в сторону большего политического прагматизма и реализма. Это возможно, если не будет каких-то знаковых провокаций, например, будет совершено какое-нибудь гуманитарное преступление, которое повесят на режим Асада», – резюмировал Ремизов.
«Реальность заставит»
«Тенденция пересмотра позиций по отношению к сирийским властям в руководстве стран ЕС в какой-то степени имеет место», – подтвердил газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Он напомнил, что война в Сирии идет с 2011 года и, несмотря на активную помощь радикальным группировкам со стороны западных стран, монархий Персидского залива и Турции, Башар Асад и сирийская армия выстояли. «Так что этот пересмотр объективно назрел. Остается вопросом, до какой степени дойдет этот пересмотр», – отметил эксперт.
По словам Долгова, такие страны ЕС, как Великобритания и Франция, а также США, более других ответственны за текущий кризис с беженцами. Но даже госсекретарь Джон Керри в недавнем заявлении, хотя и со многими условиями, но признал, что мирный процесс должен осуществляться с участием Башара Асада. «Заявления руководства США, ведущих лидеров НАТО говорят о том, что позиция только-только начинает меняться, – говорит Долгов. – И Великобритания, и Франция, и Германия следуют в русле политики Вашингтона. Позиция США, не считая последних заявлений Керри, пока не изменилась, но я думаю, что реальность возобладает».
Он также отметил, что во многих странах позиции руководства и политического истеблишмента расходятся. Так, если Олланд свою позицию не менял, то французские парламентарии были в Сирии и встречались с Башаром Асадом. Посещали Дамаск и представители американского сената. «По мере того, как будет продолжаться сирийский конфликт, будут расти и потоки беженцев в Европу, будет возрастать опасность террористических актов в Европе, особенно после возвращения тех граждан Европы, которые сейчас воюют в ИГ и других радикальных группировках. Эта реальность должна заставить изменить позицию, сами страны ЕС, конечно, просто так ее не изменят», – резюмировал эксперт.
«У них нет права на выбор определенной страны»
С начала 2015 года на территорию Евросоюза прибыли около полумиллиона мигрантов, и каждый день их ряды пополняются тысячами вновь прибывших. Еще в воскресенье министр транспорта Германии Александр Добриндт заявил, что Европейский союз «совершенно не справился» с задачей защиты своих внешних границ на фоне крупнейшего за последние десятилетия притока беженцев в Европу.
По окончании саммита в Брюсселе в специальном заявлении лидеры заявили, что Евросоюз намерен укрепить контроль на своих внешних границах, передает DW. В нем также отмечается, что, помимо предоставления одного миллиарда евро международным организациям на решение миграционного кризиса, в Греции, Италии и, возможно, Болгарии будут созданы дополнительные приемно-распределительные центры для беженцев, «самое позднее, до конца ноября 2015 года». Также главы государств и правительств 28 стран – членов ЕС договорились усилить диалог с Турцией на всех уровнях, а также оказать финансовую поддержку странам Ближнего Востока, уже принявшим многих сирийских беженцев, и Западных Балкан, «чтобы те смогли взять под контроль миграционные потоки».
По словам Меркель, в дополнительных приемно-распределительных центрах должна проводиться процедура дактилоскопии прибывающих, чтобы обеспечить дальнейшее их распределение, а также возможную отправку назад, если отсутствуют причины для предоставления убежища. При этом следует уважать человеческое достоинство беженцев, у которых, однако, «нет права на выбор определенной страны». Председательствовавший на саммите глава Европейского совета Дональд Туск в свою очередь заявил, что, несмотря на достигнутые соглашения, «некоторые темы были и остаются спорными». К примеру, обостренно шла дискуссия между венгерским премьером Виктором Орбаном и канцлером Австрии Вернером Файманом, недовольным тем, что Венгрия пропускает беженцев без регистрации на австрийскую территорию. При этом Орбан грозил закрыть границу Венгрии с Хорватией.
Сама Хорватия тем временем уже закрыла границу с Сербией: кризис с беженцами, использующими эти страны для транзита, для Загреба и Белграда вылился в полноценный конфликт, к счастью, лишь на торговом и дипломатическом уровне.