Кресло мэра Киева стало для Виталия Кличко пиком карьеры политика. В прошлом году отставной супертяж уступил «шоколадному» олигарху право стать президентом Украины. А в году нынешнем за «продление банкета» готов отдать в руки Петра Порошенко свой главный политический актив – партию УДАР.
Рейдерское «объединение»
Американцы, изначально отбраковавшие Кличко, в своем выборе не ошиблись. Всего за полтора года он умудрился растратить практически весь накопленный политический капитал
В четверг Виталию Кличко предстоит попрощаться со своей политической силой, на плечах которой он въехал в большую украинскую политику. На этот день намечен съезд, на котором будет объявлено об объединении «Солидарности» Порошенко и «Украинского демократического альянса за реформы» (УДАР) Кличко в единую политическую силу под условным пока названием «УДАР-Солидарность». Как заявил лидер парламентской фракции БПП Юрий Луценко, в финале всех организационных перипетий УДАР прекратит свое существование в качестве самостоятельной политической структуры.
В качестве утешения Луценко назвал приговоренный к списанию проект Кличко «братской партией», стоящей на пороге небывалого счастья по случаю растворения в «одном политическом целом». Это вряд ли успокоило однопартийцев Кличко, которым их вождь еще в ноябре прошлого года в ходе II депутатского форума партии клятвенно обещал самостоятельное участие в местных выборах. Мало того, совместное хождение в Раду и Киевсовет оставило у «ударовцев» горькое послевкусие: равноправное на бумаге партнерство (квоты в избирательных списках делили пополам) на деле обернулось тем, что люди Порошенко при каждом удобном случае нарушали достигнутые на самом верху договоренности.
Теперь даже о равноправии партнеров говорить не приходится: на сегодня УДАР может рассчитывать лишь на 30% квоты. А если учесть возможное присоединение к этому и без того проблемному союзу «Народного фронта» Яценюка, то люди Кличко и вовсе оказываются в положении «бедных родственников». И это еще не худший вариант. Немалое число региональных активистов, исправно трудившихся на партию, в самую последнюю минуту оказались за бортом.
Этим невезучим начальник избирательного штаба Кличко на прошлых выборах и его нынешний заместитель в Киевской городской госадминистрации Павел Рябикин посоветовал быть оптимистами. «Наверняка не все члены партии счастливы, что так происходит, потому что всегда существуют личные местечковые интересы, когда были свои планы на руководство организацией, формирование списков или другие моменты, которые теперь надо будет согласовывать с дополнительным количеством членов партии. К сожалению, гарантировать всем счастье политические силы не брались», – подытожил Рябикин.
Однако многие сторонние наблюдатели смотрят на данную ситуацию иначе. К примеру, эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко оценивает ее как типичный рейдерский захват, реализованный в два этапа. Вначале УДАР, отказавшись от самостоятельного участия в прошлогодних парламентских выборах, утратил самостоятельность, а теперь ему приходится распроститься и с субъектностью. «Это – результат абсолютной бездарности тех «лоцманов», которые прокладывали курс партии УДАР. Они дважды бросили этот корабль на скалы. И теперь от партии УДАР просто ничего не останется», – считает аналитик.
«Альянс с «БПП-Солидарность» для Виталия Кличко, по большому счету, является нокдауном в политике – очередным свидетельством отсутствия у него стратегического мышления и умения маневрировать», – ставит свой диагноз политолог Евгений Магда.
«Договорняк» дороже кресла
Если говорить о нокдауне, то его, скорее всего, получили «члены партии с местечковыми интересами», которыми их двухметровый вождь с легкостью пожертвовал. Что касается оценки действий самого вождя, то здесь уместен иной оборот из боксерской терминологии: «договорной бой». Потому что торговые отношения между Кличко и Порошенко начались еще до прошлогодних выборов в Верховную раду.
Сейчас мало кто вспоминает, что осенью 2013 года Кличко на полном серьезе намеревался состязаться с Виктором Януковичем в 2015 году за президентскую булаву, о чем заявил прямо с парламентской трибуны: «Чтобы положить конец всяческим домыслам и попыткам расправиться со мной как с возможным кандидатом, я хочу заявить: я баллотируюсь в президенты».
Под попыткой расправы Кличко подразумевал изменения в Налоговом кодексе, согласно которым он, как плательщик налогов в бюджет Германии и имеющий вид на жительство в этой стране, признавался резидентом иностранного государства. То есть лицом, постоянно не проживающим на территории Украины, тогда как баллотироваться в президенты можно было только при условии безотлучного пребывания в стране на протяжении последних десяти лет.
Сегодня это кажется смешным, но претензии Кличко на президентство тогда имели под собой серьезные основания. Пока простодушный Янукович тянул интригу с подписанием соглашения об Ассоциации с ЕС и выкармливал Тягнибока с его «Свободой», надеясь в 2015 году поставить объединенную Европу перед предсказуемым выбором между абсолютным и меньшим злом, та в лице своего фронтмена Германии уже сделала выбор. По крайней мере, канцлер Ангела Меркель и прочее высшее руководство ФРГ открыто благоволили спортсмену-политику.
Учитывая такой расклад, свои виды на Кличко-президента заимел и украинский олигарх Дмитрий Фирташ – совладелец компании RosUkrEnengo, выступавшей посредником в транзите российского газа в Европу. И прежде спонсировавший УДАР (благодаря чему партия и попала в 2012 году в парламент), к 2013 году Фирташ окончательно рассорился с Януковичем и переключил свои финансовые и медийные ресурсы (крупнейший общенациональный телеканал «Интер») на поддержку президентских амбиций Кличко. И небезрезультатно: согласно данным соцопроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова в конце декабря 2013 года, Виталий Кличко в качестве единого кандидата от оппозиции убедительно побеждал Януковича во втором туре со счетом 41% против 30,5%.
Впрочем, счастье оказалось недолгим. Американское руководство, ближе к январю 2014-го отодвинувшее европейских партнеров в сторону от окончательного решения «украинского вопроса», никаких теплых чувств к любимчику немцев не питало. Как следовало из расшифровки телефонной беседы между помощником госсекретаря Викторией Нуланд и послом США на Украине Джеффри Пайеттом, выложенной в интернет, самонадеянный боксер не рассматривался Вашингтоном не то что в качестве президента – но даже вице-премьера.
Таким образом, в марте 2014 года, на который Кличко прежде требовал назначить досрочные президентские выборы, ему пришлось быть значительно скромнее в своих желаниях. На секретной встрече в Вене в присутствии Фирташа и его делового партнера Левочкина (руководителя администрации президента при Януковиче) он безропотно подписал соглашение с Порошенко, согласившись не участвовать в предстоящей президентской гонке. В обмен на это уступавший боксеру по рейтингам вдвое, но зато успешно прошедший американский кастинг «шоколадный король» пообещал поддержать конкурента на выборах мэра Киева.
Киев печальный#{ussr}
Надо признать, американцы, отбраковавшие Кличко, в своем выборе не ошиблись. Всего за полтора года он умудрился растратить практически весь свой политический капитал. В январе 2014 года, по данным исследования, проведенного Институтом социальных технологий «Социополис» по заказу Агентства моделирования ситуаций, УДАР мог рассчитывать на 15,4% электоральных симпатий, уступая только находившейся тогда при власти Партии регионов (19,1%). Уже в июле нынешнего года опрос Киевского международного института социологии дал политической силе мэра-боксера не более 1,6%. На фоне таких «успехов» и обещанная Порошенко квота на 30% мест в общем списке напоминает благотворительность.
Нынешние позиции Кличко-мэра тоже выглядят не блестяще. Прошлогодние выборы он выиграл, заручившись поддержкой почти 57% избирателей. А вот недавний опрос, проведенный Институтом анализа и прогнозирования и Украинским институтом социальных исследований им. Яременко, показал, что сегодняшний рейтинг действующего мэра «сдулся» в два с лишним раза – до 22,3%.
И то ли ввиду недостаточной веры в административную мощь Порошенко и собственные силы, то ли для общего спокойствия киевский градоначальник заодно успел слетать во Львов, дабы пообщаться со своим коллегой и лидером парламентской фракции «Самопомощь» Андреем Садовым, а также с вождем националистической «Свободы» Олегом Тягнибоком. Суть переговоров состояла в том, чтобы львовяне, за последние годы неплохо окопавшиеся в Киеве, не выдвигали там в мэры кандидатов, проблематичных для Кличко. Взамен боксер привычно пообещал расплатиться головами львовских однопартийцев, убрав самых проходных из них из предвыборных списков на местные выборы. Согласно просочившейся информации, к обоюдному удовольствию сторон «пакт о ненападении» был заключен.
С другой стороны, а что делать, если рассчитывать на прежнюю любовь киевлян уже не приходится. За широкой спиной Кличко, обещавшего удивить горожан командой не запятнанных коррупцией и криминалом профессионалов, в городскую администрацию и Киевсовет ворвались люди из окружения Порошенко, Левочкина и даже бывшего мэра Черновецкого. Разумеется, они сразу начали решать свои бизнес-вопросы.
Что касается заказчика, то у меня к нему нет никакого зла, его интеллектуальные данные являются для него самым большим наказанием
Результат налицо. В последнем рейтинге наиболее пригодных для жизни городов, составленном исследовательской компанией Economist Intelligence Unit, Киев занял место в самом низу списка (132-е из 140), разместившись между камерунской Дуалой и столицей Зимбабве Хараре. Оценка по уровню медицины, образования, стабильности, окружающей среды и инфраструктуры дала украинской столице 43,4 балла из 100 возможных.
Приключения «Мишки косолапого»
К тому моменту сам мэр тоже успел оскандалиться на международном уровне. В марте этого года Химкинский городской суд Московской области приговорил офицера Управления общественной безопасности ГУ МВД Украины в городе Киеве Юрия Спасских к 3,5 годам заключения в колонии строгого режима по статье 30 ч. 2 ст.126 УК РФ («Приготовление к похищению человека»). Как показал подсудимый, весной прошлого года он выполнял в Москве «заказ» Кличко. «Представитель одной из наших политических партий Виталий Кличко задал мне вопрос, могу ли я сделать для него определенную работу по доставке из Российской Федерации на территорию Украины Андрея Портнова – бывшего первого зама администрации президента Украины», – сообщил украинский правоохранитель.
По словам милиционера Спасских, он должен был похитить Портнова с помощью представителей московского криминалитета, вывезти его в багажнике автомобиля на территорию Украины и оставить в Киеве на арендованной квартире, куда чуть позже прибыли бы для официального задержания представители Службы безопасности Украины, возглавляемой на то время выходцем из УДАРа Валентином Наливайченко. За эту «работу» Кличко пообещал заплатить исполнителю один миллион долларов, а в случае отказа пригрозил неприятностями его жене и матери.
Как выяснилось в ходе следствия, организовать это преступление Кличко побудили мотивы сугубо личного характера. А именно – конфликт между ним и Портновым, произошедший 20 января 2014 года в здании администрации президента. Тогда советник Януковича на свою голову сообщил представителю майданной оппозиции, что «в политике надо действовать не так, как в боксе». Это настолько расстроило собеседника, что тот решился на откровенный криминал.
Как причина конфликта, так и способ его разрешения снова заставили вспомнить о прошлом Кличко и его связях с ныне покойным киевским «авторитетом» Виктором Рыбалко по кличке Рыбка. Самая мощная в 90-х столичная преступная группировка Рыбки, куда входили Виталий и его младший брат Владимир, «специализировалась» в том числе и на похищениях людей (а также на заказных убийствах, рэкете, наркоторговле). О многом говорит и низкий уровень организации похищения Портнова: сотрудники ФСБ «повязали» Спасских сразу по прибытии в Москву еще в аэропорту Шереметьево. Это неудивительно, ведь дальше личных телохранителей братья Кличко по карьерной лестнице в ОПГ Рыбки так и не продвинулись – босс решил, что больше толку от них будет в спорте. Это же констатировал на суде и сам Портнов. «Что касается заказчика, то у меня к нему нет никакого зла, его интеллектуальные данные являются для него самым большим наказанием», – заявил потерпевший.
Косвенным доказательством правоты этих слов может послужить история со взломом электронной почты Кличко, случившаяся осенью 2013 года. Тогда вся Украина смаковала подробности личной жизни отставного боксера, успевавшего чередовать семейные радости с романами «на стороне». И дело даже не в том, что со своими многочисленными пассиями любвеобильный Виталий не только активно переписывался, подписывая свои послания сентиментальным «Мишка косолапый», но и фиксировал на фото лучшие фрагменты встреч, рассылая затем снимки по всем адресам. Свою интимную летопись человек, собиравшийся баллотироваться на высшую государственную должность, беспечно годами держал в личном почтовом ящике, пока туда не добрались умельцы из Anonymous. Это многое говорит об уровне интеллектуальной зрелости.
Так что на сегодняшний день должность мэра столицы выглядит для некогда перспективного «Мишки косолапого» уже не стартовой площадкой, а последней гаванью, за обладание которой ему еще придется всерьез побороться. «Политика стала важной частью моей жизни. Она напоминает банку с тараканами. Тут кто кого обхитрит, кто кого обманет. И даже если политики применяют запрещенные приемы друг против друга, они опять встречаются в этой банке», – заявил в одном из выступлений Кличко. Похоже, что в финале «тараканьих бегов» он рискует оказаться на дне той самой банки, в которую когда-то так самоуверенно залез.