Временное положение о выдворении нежелательных лиц с архипелага Шпицберген, утвержденное госсоветом Норвегии 7 августа, не соответствует духу международного сотрудничества, заявили в понедельник в МИД России.
Путин мог бы праздновать свой день рождения на Шпицбергене и пригласить своих друзей. Норвежские власти не имеют права протестовать
«Решительно протестуем против указанного недружественного шага и требуем незамедлительного пересмотра введенных ограничений», – говорится на сайте МИДа.
«Российская сторона также обращает внимание на то, что данная мера норвежских властей затрагивает интересы не только России, но и всех стран – участниц договора 1920 года, без согласия которых Норвегия не вправе вводить правила, ограничивающие установленный этим международным договором режим свободного доступа на архипелаг», – заявили на Смоленской площади.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу государственный совет (правительство) Норвегии утвердил временное положение о выдворении нежелательных лиц со Шпицбергена.
Спор двух стран возник после 18 апреля, когда вице-премьер Дмитрий Рогозин побывал на Шпицбергене – на открытии российской дрейфующей арктической станции «Северный полюс – 2015». На следующий день МИД Норвегии запросил у посольства России разъяснений, поскольку Рогозин числится в списке персон нон-грата Евросоюза. «Данный факт не является нарушением норвежского законодательства, тем не менее ранее мы четко проинформировали российское посольство в Осло о том, что не хотели бы видеть фигурантов списка на Шпицбергене», – цитировал тогда ТАСС представителя МИД Норвегии Фруде Андерсена.
Президент Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин выразил удивление решением Осло. «Договор 1920 года предусматривает, что российские граждане, которые работают на той части Шпицбергена, где мы вели экономическую деятельность, например разведку недр, где у нас шахты, не обязаны запрашивать никакого разрешения у норвежских властей. Прибывающие туда россияне не обязаны проходить паспортный контроль. Поэтому такие действия норвежцев, конечно, идут вразрез с этим договором», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.
Решение норвежского правительства Капустин объяснил общей антироссийской атмосферой, которая царит на Западе. При этом эксперт не исключил, что норвежские власти пришлют своих пограничников или полицейских в российскую колонию на островах, чтобы выполнить новое положение де-факто. «Если норвежцы захотят, они найдут возможности, пришлют силовиков, которые смогут провести депортацию. Но все же Норвегия – цивилизованная страна, думаю, до этого не дойдет, – надеется президент Ассоциации права. – Вот наш МИД опротестовал их решение. Если они все же предпримут против нас какие-то действия, мы против них тоже будем соответствующие меры принимать».
Директор Центра исследований Арктики РАН Владимир Павленко тоже убежден, что «положение» о депортации противоречит договору 1920 года. «Это совершенно ясно. У нас там предприятия работают – «Арктикуголь». Поэтому невозможно не бывать там нашим гражданам. А тут какой-то санкционный список! Это вообще чушь», – сказал Павленко газете ВЗГЛЯД.
Норвежский политолог Бьер Нистад также считает, что решение Осло не согласуется с трактатом 1920 года. «Дело в том, что Россия тоже подписала этот договор. Это значит, что российские граждане имеют право работать и жить там. В принципе, Путин мог бы праздновать свой день рождения на Шпицбергене и пригласить своих друзей. Норвежские власти не имеют права протестовать. Это не очень по-дружески», – сказал Нистад газете ВЗГЛЯД.
Политолог также отметил, что прибывающие на Шпицберген россияне не должны проходить пограничный контроль, потому что это территория с особым статусом. «Граждане государств, которые подписали этот договор, имеют право находиться там свободно – работать, жить как дома», – отметил он.
«Все это связано с ситуацией на Украине. По-моему, это странно и глупо. Я не совсем понимаю, почему наши политики постоянно провоцируют Россию. Россия – это большая страна. И для нас очень важно иметь хорошие экономические отношения с Россией. Но постоянные маленькие пакости и провокации – это просто глупо. Для норвежских политиков очень важно показывать, что они являются друзьями Америки. И отсюда слишком много провокаций», – посетовал Нистад.
Сам Рогозин еще в апреле, сразу после демаршей Норвегии, в своем микроблоге написал: «После драки кулаками не машут». «Кстати, я здесь нырнул в Северный Ледовитый, хотя под нашей льдиной было 4000 м. Но я не до дна. Просто завидуют, что мы на Северном полюсе купались», – поделился вице-премьер впечатлениями о поездке. Вице-премьер также заявил, что Россия должна приложить все усилия, чтобы прийти в Арктику и освоить подконтрольную нашей стране часть. «Сейчас акценты расставлены таким образом, чтобы уже прийти в Арктику навсегда и сделать ее своей. По крайней мере ту часть, которая находится в пределах зоны нашей ответственности», – сказал он.
Шпицберген расположен в Северном Ледовитом океане между 76-й и 80-й параллелями. Он считается норвежской территорией, но с особым международным статусом.
Шпицбергенский трактат, подписанный в 1920 году, закрепил суверенитет Норвегии над архипелагом, однако все участники договора, а это более 50 государств, имеют равные права на эксплуатацию его ресурсов. Правда, экономическое присутствие на Шпицбергене на сегодня поддерживают лишь Норвегия и Россия.