Россия может применить к Финляндии закон о специальных экономических мерах. Этого в пятницу не исключил глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков, напомнив, что такие меры Москва ответно вводит по отношению к тем странам, которые устанавливают антироссийские санкции.
Меры против мягкотелости
Мы все время отделываемся какими-то общими заявлениями, чего делать нельзя хотя бы из уважения к руководителю своего парламента
«Я совершенно не исключаю применение этого закона, и в данном случае также, но это должно быть проработано с исполнительной властью, и это должно быть квалифицированное совместное решение исполнительной и законодательной власти», – заявил Пушков.
Автором идеи применить такой закон на практике был коллега Пушкова по комитету Леонид Калашников (КПРФ), который также предложил выработать для российских властей рекомендации по способам использования этого закона в ответ на «факт непредоставления виз со стороны Финляндии». «У нас есть закон федеральный – в 2006 году он принят – о мерах экономического воздействия на страны, которые допускают недружественное отношение к России и российским гражданам. Там все написано», – уточнил Калашников.
Напомним, скандал произошел в среду, когда стало известно о решении Финляндии отказать спикеру Госдумы и еще нескольким членам российской делегации в участии в работе сессии ПА ОБСЕ. В посольстве Финляндии в России пояснили, что парламентарии входят в санкционный черный список Евросоюза. В ответ российская делегация в полном составе отказалась посетить сессию из-за «мягкотелой» позиции Финляндии. При этом решение Хельсинки осудили некоторые представители ПАСЕ.
Россия готовит ответ
В разговоре с газетой ВЗГЛЯД в пятницу Калашников сообщил, что в понедельник, 6 июля, Пушков соберет совещание с участием представителей Минэкономразвития и МИДа, чтобы обсудить конкретику – какие именно меры можно применить в отношении Финляндии. При этом он подчеркнул, что на основе закона такие меры имеет право применять только президент, а депутаты могут лишь предложить их, «если нарушаются права отдельных физических лиц или государства в целом».
«В законе меры разного характера: от культурно-социальных до экономических, политических и военно-технических. Они самого различного характера, вплоть до ограничения транзита. Тут самый большой набор мер, которыми руководствуются предлагающие его, а президент должен будет принимать решение о том, вводить их или не вводить», – пояснил Калашников.
В законе говорится, что меры носят «временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации». К ним, кроме озвученных депутатом, также относится приостановление действия международных торговых договоров, изменение таможенных пошлин. Еще возможно ограничить заход в российские порты судов и использовать воздушное пространство страны. Закон позволяет ограничить осуществление туристской деятельности, отказаться от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах.
Ответить лесом
То, что власти намерены всерьез отреагировать на действия финнов и не ограничиться одними заявлениями, дал понять и глава Совбеза России Николай Патрушев. Как передает ТАСС, в пятницу, отвечая на вопрос, о каких конкретно мерах может идти речь, Патрушев пояснил, что Россия сможет отказывать в помощи странам, поддержавшим санкции. В качестве примера он привел льготы в торговле лесом с РФ, которые имеет Финляндия. «Мы можем ввести эти ограничения? Можем. Если мы не будем торговать, им будет нанесен серьезный экономический ущерб», – пояснил Патрушев.
Он подчеркнул, что речь о введении контрсанкций не идет, а Россия лишь разработает ответные меры. «Мы можем их разработать, они будут действенны, – сказал он. – Они должны быть разработаны, а дальше – применять их или нет – это будет дополнительное решение».
Россия действительно является для Финляндии основным поставщиком леса-кругляка. Несмотря на то, что эта страна богата своим лесным ресурсом, она предпочитает закупать кругляк в РФ, причем на хороших условиях. Так, в 2011 году Россия заморозила экспортные пошлины на необработанный лес для Финляндии, несмотря на то, что еще в 2006 году была разработана стратегия по снижению вывоза кругляка из страны. Пошлина на кубометр леса должна была составить 50 евро. За ограничения в поставках леса высказался президент Владимир Путин. Он же спустя пять лет одобрил уступки финнам.
«Мы пошли навстречу нашим партнерам из Финляндии, временно заморозили рост экспортных вывозных пошлин на кругляк. Но хочу еще раз подчеркнуть, это временно мы сделали. Мы хотим, чтобы наши партнеры из Финляндии сориентировались и приняли какие-то меры, нашли бы вместе с нами приемлемые для обеих сторон развязки и решения, но от стратегии сокращать вывоз необработанного леса мы, конечно, отказываться не будем. Это принципиальная позиция», – отмечал по этому поводу Владимир Путин.
Доходы от продажи продукции лесной промышленности является главными для экономики Финляндии. К 2007 году на эту весьма скромную по населению и размерам страну приходилось 10 процентов мирового объема экспорта лесной и целлюлозно-бумажной продукции, притом что по типографской бумаге ее сегмент в мировом экспорте составил около 20 процентов. Две трети всего леса-кругляка, обрабатываемого в Финляндии, закупается в России.
Сегодня Нарышкин, завтра президент
Калашников в разговоре с газетой ВЗГЛЯД также призвал не принимать «беззубые заявления, которые никому ничего, кроме дипломатического этикета, не приносят». «Ну, мы выразили свое возмущение... А вообще-то говоря, надо действовать так, как действует наш противник, который уважает сам себя. Если Конгресс принимает какое-то решение, то на его основании принимаются конкретные санкции в отношении того или иного государства, которое нарушает права американцев либо Америки. А мы все время отделываемся какими-то общими заявлениями, чего делать нельзя хотя бы из уважения к руководителю своего парламента. Если сегодня они добрались до Сергея Нарышкина, а это четвертое лицо в стране, то завтра можно ожидать, что доберутся до премьера, президента... Этим неуважением к нам, а мы неуважением к избранным нами руководителям тоже даем основание поступать с нами так», – убежден Леонид Калашников.
Добавим, что в пятницу Госдума приняла заявление, осудив Финляндию и ряд стран ЕС за отказ депутатам во въезде. Депутаты указали на угрозы безопасности в Европе при подрыве политического диалога с Россией. «Санкционные меры в отношении российских парламентариев и делегаций чреваты подрывом такого диалога со всеми негативными последствиями для безопасности и политической атмосферы на Европейском континенте», – говорится в тексте заявления.
Депутаты убеждены, что сложившаяся ситуация стала следствием недружественной, наносящей ущерб безопасности и стабильности в Европе политики по отношению к России, которая проводится государствами Евросоюза во многом «по указке» из Вашингтона. «Неучастие России, безусловно, подрывает авторитет этой сессии и исключает ее проведение в полноценном общеевропейском формате», – считают депутаты.
В пятницу ситуацию прокомментировал министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, Хельсинки нарушил международные обязательства, связанные с проведением сессии, а также «то самое решение Евросоюза, которое в одностороннем порядке ввело санкции в отношении некоторых российских политиков, включая парламентариев». «В этом решении записано, что для целей участия в мероприятиях по линии международных организаций санкционный режим не действует, и визы должны выдаваться. Среди организаций, которые подпадают под это исключение, напрямую упомянута ОБСЕ», – пояснил Лавров.
По его словам, власти Финляндии пытаются объяснить, что в данном документе упомянута ОБСЕ, а Парламентская ассамблея ОБСЕ – нет. «По-моему, это смешно и даже где-то оскорбительно для парламентского органа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе», – считает Лавров.
Любопытно, что глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн, который в пятницу провел переговоры с Лавровым, сообщил о том, что Финляндия не советовалась с Люксембургом по вопросу отказа российской делегации во въезде. «Я думаю, что это отражает общую атмосферу, которая существует в некоторых странах в отношении Европейского союза и России. И здесь я могу дать один ответ – нужно скорее закончить этот тяжелый кризис, потому что он не приносит позитивных результатов. Меня, конечно, не спрашивали об этом принятии решения Финляндии, но я думаю, что это еще один красноречивый пример для Европы, для ЕС, для России о том, что нужно вернуться на рельсы сотрудничества и вернуться на уровень нормального сотрудничества, потому что такие реакции очень болезненны», – сказал он.