23 июля начнется двухдневный визит на Крымский полуостров парламентской делегации из Франции. В состав делегации входят более 10 членов Национального собрания и Сената Французской Республики во главе с депутатом Национального собрания Тьерри Мариани. В ходе визита они встретятся с главой Крыма Сергеем Аксеновым и спикером Госсовета республики Владимиром Константиновым. Всего прибудет 10 делегатов: восемь участников – члены правоцентристской партии Николя Саркози «Республиканцы» (бывший «Союз за народное движение») и по одному от центристов и левых сил.
В Хельсинки мы оказались в довольно глупом положении, когда обсуждались проблемы, связанные с Россией и Украиной, но без русских
«Мы прилетаем в Москву в среду вечером, в четверг встретимся со спикером Думы Сергеем Нарышкиным, а затем направимся в Ялту и Севастополь. В программе – встречи с местными властями и с населением», – рассказал глава делегации Тьерри Мариани накануне.
Солидная делегация французских парламентариев состоит из следующих депутатов и сенаторов: Мари-Кристина Даллоз (депутат от департамента Юра), Николя Джуич (депутат департамента Об), Ксавье Гандолфи-Шейт (депутат от Корсики), Клод Гоарсгуен (сенатор от Парижа), Джером Ламберт (депутат от Шаранты), Яник Морьё (депутат от Вандея), Яскес Миярд (депутат от Ивелин), Явес Поззо Ди Борго (сенатор от Парижа), Патрик Верчере (депутат от Рона).
Отметим, что впервые после воссоединения Крыма с Россией на полуостров приедет внушительная парламентская делегация крупнейшей европейской страны.
«Это прорыв в российско-французских отношениях. До сих пор в Крыму ни одной официальной делегации из стран Евросоюза не было. Сюда приезжали некоторые общественные деятели и политические фигуры, прежде всего связанные с так называемыми евроскептическими партиями. Но делегация из политического мейнстрима – такого еще не было. На мой взгляд, это прорыв», – заявил глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, комментируя приезд французских парламентариев в Крым.
Франция, по оценке Пушкова, разделена по отношению к России на две части. «Одни предпочитают идти за Берлином и администрацией Обамы. Вторая часть считает, что Франция всегда выигрывала от особых отношений с Россией. И чем ближе они были, тем больше был вес Франции в международных делах», – пояснил он, передает ТАСС.
«Визит французских парламентариев показывает, что есть не только та Европа, которая хочет противостоять России, но и другая, которая хочет разобраться, каковы в действительности настроения в Крыму, которая понимает, что референдум был и что его результаты выражают волю народа, и что (президент Украины) Порошенко и его режим никак не могут представлять интересы Крыма», – добавил он.
Между тем на родине делегатов заявили, что осуждают их поездку в Крым. «Речь идет о личной инициативе парламентариев. Мы сильно сожалеем об этом, – заявил в среду официальный представитель МИД Франции Ромэн Надаль. – Подобная поездка на самом деле является нарушением международного права», – передает его слова РИА «Новости».
Свое мнение относительно санкционной политики, проводимой странами ЕС и Россией, о скандалах вокруг российских делегаций в ПАСЕ и ОБСЕ, а также о своем отношении к вопросу признания Крыма Тьерри Мариани рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Каковы главные цели визита вашей делегации в Крым?
Тьерри Мариани: Цель этой поездки – поддержка диалога с Россией. По нашему мнению, применяемая политика санкций неэффективна и опасна, а главное – из-за нее полностью перекрыты все политические и межпарламентские контакты.
Это уже третья поездка, которую я организую как сопредседатель (вместе с Владимиром Якуниным) организации «Франко-российский диалог», поскольку я считаю, что крайне важно, чтобы в это время напряженности, когда мы становимся свидетелями нажима, попыток дезинформации и так далее, сохранялся диалог между народными избранниками России и Франции. Так что цель поездки – это прежде всего встречи с нашими коллегами. Будет встреча с Сергеем Нарышкиным, с Леонидом Слуцким, который является председателем Клуба дружбы Франции и России. Напомню, что и Нарышкин, и Слуцкий попали под санкции и не могут въезжать на территорию Евросоюза.
Затем последуют два дня визита в Крым. Здесь следует отметить, что есть два взгляда со стороны вошедших в делегацию десяти депутатов. Для некоторых из нас эта поездка – возможность побольше узнать о ситуации, самим увидеть все своими глазами, установить диалог и составить собственное мнение. Для других это также возможность приветствовать, поддержать возвращение Крыма в состав России.
Позиция в этом плане двоякая, но важно, что в делегации присутствуют и те, кто, как и я, убеждены, что возвращение Крыма России – это исторически обусловленный факт. Ведь Крым всегда был русским, и потому его возвращение России – нечто очевидное, и это следует признать, поскольку, повторюсь, это исторический факт.
В делегации присутствуют также депутаты с более сложной позицией, но которые тоже открыты и ожидают просто дискуссии, открытого диалога и встреч. Худшее, что можно придумать сейчас, – это прекратить все контакты, к чему нас подталкивают некоторые политики.
Так что для кого-то это будет ознакомительная поездка, для других – возможность признания вхождения Крыма в состав России. Ну и, конечно, это возможность установления диалога с местными властями.
Тут следует понимать, что мы не представляем все французское правительство, поскольку его позиция в отношении Крыма вам хорошо известна. Мы не представляем всю Национальную ассамблею – лишь 10 депутатов ассамблеи, которые, тем не менее, полностью отвечают за свою поездку. Они такие же представители Франции, как и все другие парламентарии.
ВЗГЛЯД: Это ваш первый визит со времени крымского референдума?
Т. М.: Да, до этого я ездил в Крым в 2002 году. Мы будем встречаться с законными властями и гражданскими ассоциациями. Но есть также два важных для Франции этапа нашей поездки, которые лично мне очень близки. Самое большое французское военное кладбище за пределами Франции находится в Крыму. Об этом знает немного французов, но ведь там расположены могилы почти 50 тысяч французских солдат.
Это военное кладбище Севастополя, а могилы относятся к эпохе Крымской войны, то есть к годам 1853–1854, если мне не изменяет память. Здесь покоятся 50 тысяч солдат Франции, и в настоящий момент из-за напряженности в отношениях кладбище оказалось под угрозой исчезновения. Так что, должен признать, это один из важных месседжей к властям Крыма – в том, как важно его сохранить.
Мы также посетим «Альянс Франсез» (фр. Alliance française – культурно-просветительская некоммерческая общественная организация, осуществляющая свою деятельность при поддержке посольства Франции – прим. ВЗГЛЯД), ведь ее здание совсем заброшено – из-за технических проблем, но главное – из-за проблем между нашими странами.
ВЗГЛЯД: Каким маршрутом вы отправляетесь в Крым? Из Москвы или будете заезжать в Киев?
Т. М.: Через Москву. Ведь в четверг утром мы встречаемся там с Нарышкиным.
ВЗГЛЯД: Непризнание вхождения Крыма в состав России со стороны Европы отразилось как-либо на работе тех институтов, которые вы представляете?
Т. М.: Нет, для «Франко-российского диалога» важно поддержать связь с Крымом в рамках связей РФ и Франции. Так что эти факторы действительно усложняют нашу задачу, но все же это совместная работа, ведь, как я говорил, мы сопредседатели группы «Франко-российский диалог» с Владимиром Якуниным. Большая работа ведется также парламентской группой, которую с российской стороны возглавляет Слуцкий.
ВЗГЛЯД: Как постоянный член делегаций ПАСЕ и ОБСЕ, как вы относитесь к скандалам, связанным с представителями России, участие которых в работе этих организаций блокируется по разным причинам?
Т. М.: Что касается истории с делегацией в Хельсинки, то я лично вмешался в ситуацию, ведь я тоже был в Хельсинки. Могу констатировать, что ситуация была абсолютно ненормальной и скандальной, поскольку по традиции, когда страна организует встречу на международном уровне, она должна предоставить доступ представителям всех стран. А в Хельсинки, надо признать, мы оказались в довольно глупом положении, когда обсуждались проблемы, связанные с Россией и Украиной, но без русских. Так что и итоги встречи не представляли никакого интереса. Думаю, Финляндия допустила грубую ошибку.
ВЗГЛЯД: Ввиду ваших хороших отношений с российской стороной и ваших личных контактов что думают о вашей деятельности во Франции?
Т. М.: Мнения во Франции достаточно неоднородны, и есть много голосов в нашу поддержку. Но, не буду скрывать, есть и мнения враждебные, ведь большая часть французских СМИ представляют события на Востоке весьма однобоко, потому мнения расходятся. Думаю также, что в политике важно следовать своим убеждениям. Не буду от вас скрывать, что депутаты, которые посещали со мной Россию, получали все же больше писем с одобрением и поддержкой, чем с обвинениями. Ведь, как мне представляется, многие из французов, в какой бы области они ни работали, в некоторой мере привязаны к России и сожалеют о том, что произошло. Так что отчасти цель нашей поездки – это также рассказать об этом мнении народа.
ВЗГЛЯД: У вас предусмотрены встречи «с людьми на улице». Вы считаете, что важно таким образом прислушиваться к гласу народа?
Т. М.: Действительно, некоторые встречи пройдут в неформальной обстановке, и у нас будет возможность немного пообщаться с жителями Крыма. Мы также добавили в график встречу в Москве – с французами, проживающими в России. Мы приглашаем всех французов встретиться с нашей делегацией. Считаю, что живущие в России французы также должны высказывать свое мнение о ситуации.