Внешнеполитическое ведомство Киргизии выразило обеспокоенность тем, что отбывающий наказание за разжигание межэтнической вражды, организацию массовых беспорядков и соучастие в убийстве Азимжан Аскаров награжден Госдепартаментом США премией «Защитник прав человека». По официальному мнению киргизского МИДа, деятельность Аскарова не может быть оценена как «правозащитная или миротворческая» и соответствовать критериям присужденной ему премии. «В связи с изложенным награждение Аскарова столь высокой наградой расценивается республикой как преднамеренное действие, направленное против укрепления межэтнического мира и согласия в нашей стране», – подчеркивают в ведомстве.
Уже после вывода персонала базы американское посольство получило из ОАЭ 150 тонн дипломатической почты. Что это было, не известно до сих пор
Родившийся в 1951 году этнический узбек Аскаров в 2002-м создал правозащитную группу «Воздух», которая занималась мониторингом ситуации в киргизских тюрьмах. В 2010-м, после межэтнических столкновений на юге Киргизии, во время которых погибли почти 900 человек (по неофициальным данным – около 2000), он был арестован, обвинен в указанных выше преступлениях и приговорен к пожизненному заключению.
Amnesty International, Human Rights Watch и ряд других международных правозащитных организаций считают Аскарова узником совести. Русскоязычное информационное агентство Fergananews регулярно публикует материалы, посвященные Аскарову. По версии этого агентства, пожизненное заключение правозащитника – это «уступка милиционерам, на которую пошла власть».
Нынешняя награда – не первая. В 2011 году Аскаров получил чешскую премию Homo homini, которой в 1994 году был отмечен Сергей Ковалев, а в 2006-м – Светлана Ганнушкина. В 2012-м он стал лауреатом International Press Freedom Awards, которую присуждает Комитет защиты журналистов, базирующийся в Нью-Йорке. Эту премию в прошлом году получил и российский журналист Михаил Зыгарь*, освещавший в том числе революцию в Киргизии.
Заявление МИД Киргизии свидетельствует о том, что, несмотря на давление ОБСЕ и Госдепа, освобождать Аскарова пока что никто не собирается. В тексте также говорится о том, что это награждение «все будут связывать также с выводом Центра транзитных перевозок из Международного аэропорта Манас в Бишкеке и с назначением Ричарда Майлза в качестве временного главы американской миссии». И вот на этом стоит остановиться подробнее.
База и дипломат
Напомним, что американская военная база в Киргизии появилась в 2001 году – накануне вторжения США и союзников в Афганистан. Россия тогда также заявила о готовности помочь Вашингтону ликвидировать режим талибов. Однако, как в сказке про Зайкину избушку или в поговорке про палец и руку, аппетиты США постоянно возрастали. В 2004 году американцы собирались разместить на базе самолеты-разведчики AWAСS, а в 2005-м перевели туда часть своих самолетов с базы Карши Ханабад в Узбекистане. Узбекская база, напомним, закрылась из-за столкновений в Андиджане, в ходе которых также погибли сотни человек.
В 2006 году американский солдат беспричинно расстрелял на въезде на базу местного жителя. В том же году в аэропорту чуть не разбился пассажирский самолет, столкнувшийся на взлете с американским заправщиком и лишь чудом сумевший приземлиться. Поэтому требования ликвидировать базу появились уже тогда. Но, несмотря на революции и смену власти, добиться вывода американских и других натовских солдат Киргизии удалось только в прошлом году.
Уже после вывода персонала базы, в апреле этого года, американское посольство получило из Объединенных Арабских Эмиратов 150 тонн дипломатической почты. Что это было, не известно до сих пор.
Что до Ричарда Майлза, он – фигура довольно одиозная. Его называют одним из «архитекторов» «цветных» революций в Восточной Европе. Он был в Азербайджане, когда националиста Абульфаза Эльчибея сменил прагматик Гейдар Алиев, он был в Югославии в последние годы Милошевича, он был в Болгарии в 2001-м, когда там победил прозападно настроенный Симеон Сакскобургготский. Он был в Грузии в 2003 году, во время приведшей к власти Михаила Саакашвили «революции роз». Понятно, что его назначение в Киргизию вызывает закономерное волнение у действующей власти.
Рожденные революцией
В Киргизии первая «цветная» революция состоялась в 2005 году – тогда прогнали многолетнего президента, интеллектуала и союзника России Аскара Акаева. Переворот назвали «тюльпановой революцией». К власти пришел Курманбек Бакиев, которого свергли в 2010 году в ходе еще одной революции – безымянной, вскоре после которой и произошли межэтнические столкновения на юге республики. Временным президентом тогда стала Роза Отумбаева, а на выборах в 2011 году победил нынешний президент Алмазбек Атамбаев.
#{ussr}Следующие выборы в Киргизии пройдут в 2017 году, и по конституции Атамбаев не может принимать в них участия.
Киргизы, как и украинцы, на своей шкуре испытали, что такое принесенная революцией «свобода». Несмотря на то, что ВВП республики растет, выше 140-го места в общемировом рейтинге Киргизия пока не поднималась. Инвестируют в страну в основном Россия и Китай, западные инвесторы относятся к государству, где регулярно происходят революции и беспорядки, настороженно. Но, как отмечает МИД Киргизии, западным гуманитарным и правозащитным фондам работать в стране никто не мешает.
Получается интересная ситуация. Для НАТО Киргизия интересна в первую очередь в качестве военной базы – тут и близость к Китаю, и к Афганистану, и к России. При этом инвестировать в страну, как это было в случае с «планом Маршалла» в послевоенной Европе, или с Казахстаном и Азербайджаном после распада СССР, западные страны отнюдь не готовы. Если бы глава Узбекистана Ислам Каримов был прозападным политиком, в 2010 году Вашингтон, наверное, не возражал бы против введения в Киргизию «миротворческого контингента», как это сейчас делает Саудовская Аравия в Йемене (жертвами погромов тогда стали этнические узбеки Киргизии). Но с Каримовым американцы рассорились еще раньше, чем с киргизскими властями.
Пока что ни одна революция в Киргизии не привела к власти прозападных политиков, как это удалось организовать на Украине. Но похоже, что после удачи в Киеве у США наступило некоторое головокружение от успехов. Создав на территории Украины зону нестабильности, Вашингтон создал серьезную проблему и для Евросоюза, и для России.
Нестабильность в Киргизии ударит и по Казахстану, переставшему в последние годы пытаться усидеть на двух стульях и сделавшему выбор в пользу интеграции с РФ, и по Китаю, и по Узбекистану. И, разумеется, по России, вынужденной принимать участие в решении практически всех конфликтов на постсоветском пространстве.
Единственное, на что остается надежда, – на понимание киргизского народа, пережившего уже две революции, что ни к чему хорошему этот метод смены власти не приводит.
Разумеется, награждение сидящего в тюрьме правозащитника вряд ли сможет вызвать межнациональные столкновения, как того опасается МИД Киргизии – Госдеп наряду с подконтрольными или дружественными ему организациями регулярно награждают политзаключенных из Китая и других стран, устроить в которых революцию Вашингтону пока не под силу.
Но это вполне ясное заявление о намерениях. Убрав свою базу после восьми лет настойчивых требований Бишкека, США не намерены терять свое влияние в Средней Азии. Бессменному президенту Узбекистана Исламу Каримову уже 77 лет. Его коллеге Нурсултану Назарбаеву, управляющему Казахстаном с 1989 года, лишь на два года меньше. Уход таких политических долгожителей неизбежно вызывает в нестабильных странах серьезные потрясения.
Маленькая Киргизия в этой ситуации становится стратегически крайне важной точкой для влияния на ее крупных соседей. Поэтому к ситуации в республике надо присматриваться очень внимательно. Полыхнуть может в любой момент.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом