Упоминание Крыма в проекте поправок к Конституции Украины, подготовленных Луганской и Донецкой народными республиками, в ЛНР объяснили отсутствием полномочий менять основной закон в связи с присоединением полуострова к России. Об этом РИА «Новости» сообщил полпред Луганской республики в контактной группе Владислав Дейнего.
Если завтра будет написано в конституции Гондураса или Великобритании, что Крым – часть этих стран, это ситуации не поменяет. Крым как был российским, так и останется
Напомним, о предложениях по изменениям в Конституцию Украины стало известно накануне вечером из совместного заявления Дейнего и полпреда ДНР Дениса Пушилина. Текст документа под названием «Дополнения и изменения ДНР и ЛНР в Конституцию Украины» приводит «Донецкое агентство новостей».
В документе содержится следующая фраза: «В состав Украины входят: Автономная Республика Крым, отдельные районы с особым статусом Донецкой и Луганской областей (...) города Киев и Севастополь».
В опубликованном накануне заявлении говорилось о том, что первоначально дополнения к украинской конституции обсуждались с представителями общественных организаций республик. Проект передан временному координатору рабочей группы по политическим вопросам от ОБСЕ Пьеру Морелю, говорится в заключении обращения полпредов.
Как разъяснил во вторник Дейнего, изменения в соответствующие статьи вносились только в отношении статуса контролируемых ДНР и ЛНР районов. «Открываем действующую редакцию Конституции Украины: туда добавлены «отдельные районы Донецкой области», «отдельные районы Луганской области». Просто в эти статьи добавили два субъекта», – заявил полпред ЛНР.
«Крым – часть России, это безусловно»
«Это не наша компетенция – вносить изменения в Конституцию Украины относительно наличия или отсутствия в ее составе Крыма, – добавил Дейнего. – Мы действуем ровно в рамках Минских соглашений. В Минских соглашениях слова о Крыме нет».
Позже в комментарии РИА «Новости» Дейнего прояснил позицию республики относительно принадлежности Республики Крым и Севастополя.
«ЛНР считает Крым частью Российской Федерации, это безусловно, – подчеркнул представитель Луганской народной республики. – Но, что в конституции Украины сегодня записано, что Крым входит состав Украины, ЛНР не считает возможным вмешиваться в этот процесс. Если завтра будет написано в конституции Гондураса или в конституции Великобритании, что Крым является составляющей частью этих стран, это ни в коей мере ситуации не поменяет, Крым как был российским, так и останется», – сказал он.
«Дабы не давать карты в руки»
«Моя позиция и позиция ДНР – они никак не могут оспаривать референдум, проведенный в Крыму, и соответствующие изменения в составе России», – в свою очередь подчеркнул в эфире «Русской службы новостей» полпред Донецкой народной республики, вице-спикер Народного совета ДНР Денис Пушилин.
Комментируя статью 133 проекта, которая гласит, что в систему административно-территориального устройства этой страны входит Автономная Республика Крым, Пушилин отметил, что ДНР и ЛНР не хотят, чтобы эта тема стала камнем преткновения на пути урегулирования ситуации в Донбассе.
«Мы, дабы не давать (Киеву) карты в руки, его (вопрос о территориальной принадлежности Крыма – прим. ВЗГЛЯД) выносим за скобки. Ситуация с Крымом давно разрешена, референдум проведен. Ситуация там разрешается своим чередом», – пояснил представитель самопровозглашенной республики.
Он добавил, что комплекс мер, к реализации которого стремятся ДНР и ЛНР, предусматривает изменение в конституции пунктов, которые непосредственно касаются Донецкой и Луганской республик.
#{ussr}«Мы брали шаблон, юристам так проще общаться, здесь я не вижу никаких подводных камней, мы прекрасно понимаем, что для Киева это принципиальный вопрос – имитировать, что Крым вернется, что сейчас они сделают все возможное. Для них это (больший) камень преткновения, чем позиция по ДНР и ЛНР», – заключил Пушилин.
«Украина показала полную несостоятельность»
«То, что Луганск и Донецк готовы идти на компромисс с киевскими властями, было заявлено не сейчас нашими предложениями в конституцию и даже не зимой. Об этом было заявлено республиками еще в сентябре прошлого года, на первой встрече в Минске», – заявил Дейнего во вторник в интервью «Луганскому информационному центру».
По словам полпреда ДНР в контактной группе, в сентябре 2014 года, «несмотря на военные успехи ополчения, ради прекращения кровопролития республики согласились пойти на такой огромный компромисс и остаться в составе Украины в качестве самостоятельных субъектов». При этом он отметил, что «за весь этот период Украина показала свою полную несостоятельность в этом вопросе». Тем не менее, по словам Дейнего, власти ЛНР и ДНР до сих пор готовы к мирному конструктивному диалогу и продолжению этого процесса.
Не для принятия, а для обсуждения
Глава украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин убежден, что никакой компромисс между ДНР/ЛНР с украинскими властями невозможен, потому что проект поправок «адресован не Киеву». «Проект поправок к конституции, предложенный народными республиками Донбасса, адресован в первую очередь местным элитам других регионов Украины и показывает то ли минимум, то ли максимум того, что можно получить в плане полномочий для местного регионального самоуправления в рамках унитарной модели», – сказал Стоякин газете ВЗГЛЯД.
Политолог пояснил, что это текст не для утверждения и принятия, а «для обсуждения». «Причем для обсуждения не в Киеве. Речь идет о переустройстве страны в целом, а не выбивании каких-то льгот и привилегий для отдельно взятого региона», – уверен он.
«Попали в логическую ловушку»
В свою очередь замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин уверен: проблема заключается в том, что украинские власти, несмотря на их заявления о желании восстановить единство, не хотят присутствия ДНР и ЛНР в политическом, экономическом и правовом пространстве Украины.
«Будем говорить прямо – представители ЛНР и ДНР попали в определенную логическую ловушку, – подчеркнул Жарихин в комментарии газете ВЗГЛЯД. – Если эти республики входят в состав Украины, то опосредованно они признают, что Севастополь и Крым как бы находятся в составе Украины. Но дело в том, что киевские власти не хотят видеть Донецк и Луганск в составе Украины. В этом проблема. Они готовы видеть их как территории, населенные людьми, без их позиции, взглядов, без их отношения к жизни».