Канада отказалась выдать России Владимира Катрюка, который принимал участие в уничтожении жителей белорусской деревни Хатынь во время Великой Отечественной войны, заявил заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев.
Именно Катрюк расстреливал из карабина людей, пытавшихся вырваться из горевшего сарая
Он напомнил, что в начале месяца Следственный комитет возбудил против 93-летнего Катрюка дело по статье «Геноцид».
Однако канадская сторона не только отказалась выдать предполагаемого нацистского преступника. Ранее в Канаде с Катрюка были сняты обвинения, и поэтому эта страна проигнорировала международный юридический принцип «суди или выдавай», констатировал Звягинцев.
Как заявил 8 мая официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, Россия как правопреемница СССР взяла на себя обязательства по уголовному преследованию людей, причастных к преступлениям нацизма, и будет добиваться экстрадиции Катрюка.
Экстрадиции и привлечения к ответственности этого канадского гражданина требует и Центр Симона Визенталя – международная организация, которая ищет по всему миру оставшихся в живых нацистских преступников. Представители центра уверены в причастности Владимира Катрюка к сожжению и расстрелу 149 жителей Хатыни (в том числе 75 детей и подростков) 22 марта 1943 года. Катрюк фигурирует под третьим номером в десятке самых разыскиваемых военных преступников. Именно благодаря усилиям Центра Визенталя следы Катрюка удалось обнаружить в канадском городке Ормстаун близ Монреаля, где пожилой эмигрант вел тихую жизнь фермера-пчеловода.
За Катрюка вступилась украинская диаспора
«Вина Владимира Катрюка в убийстве в Хатыни и в ряде других преступлений на оккупированной территории Белоруссии не подлежит никакому сомнению. Существует масса показаний, которые надежно идентифицируют Катрюка как военного преступника», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД историк, директор фонда «Историческая память» Александр Дюков. Собеседник пояснил: есть свидетельства о том, что помимо уничтожения Хатыни, Катрюк участвовал в убийстве жителей деревни Новая Вилейка в Бегомльском районе Минской области, в расстреле евреев в Налибокской пуще, в пытках подозреваемых в сотрудничестве с партизанами и в других преступлениях. «Все это надежно доказано», – резюмирует Дюков.
«Причины, по которым Катрюка не судят и не лишают канадского гражданства, достаточно просты, – поясняет эксперт. – За Катрюка вступается сильная в Канаде украинская диаспора. Именно из-за того, что канадские власти прогибаются под давлением этой диаспоры, мы видим преступника, который в течение очень многих лет избегает правосудия».
«Это была шайка бандитов»
Владимир Катрюк – уроженец Северной Буковины, западноукраинского региона, до 1940 года входившего в состав Румынии. По данным Центра Визенталя, которые подтверждают и следователи СКР, в 1942 году Катрюк вступил в 118-й батальон охранной полиции Schutzmannschaft. На сегодняшний день он является единственным оставшимся в живых известным членом 118-го батальона.
Батальоном командовали офицеры украинского происхождения под руководством немецких офицеров зондеркоманды СС «Дирлевангер». Зондеркоманда, впоследствии преобразованная в 36-ю дивизию СС, названа по имени ее командира Оскара Дирлевангера, признанного в 1945 году военным преступником. Именно на его совести приказ о «коллективном наказании по подозрению в связях с партизанами» – об уничтожении всех без исключения жителей деревни Хатынь. Кроме того, команда Дирлевангера «отличилась» особой жестокостью при проведении других карательных операций СС и в подавлении Варшавского восстания. По данным историков, подразделение комплектовалось из так называемых асоциальных элементов – браконьеров и уголовников.
Из показаний начштаба 118-го батальона Григория Васюры на судебном процессе 1986 года: «Это была шайка бандитов, для которых главное – грабить и пьянствовать. Возьмите комвзвода Мелешку... Форменный садист, буквально шалел от запаха крови».
По данным российских следователей, 23 марта 1943 года командир отделения сержант Катрюк «умышленно, совместно и согласованно с начальником штаба Батальона 118 Григорием Васюрой и заместителем командира первой роты Батальона 118 Василием Мелешко, а также другими лицами из числа Батальона 118 и военнослужащими зондер-батальона СС Дирлевангер прибыли в деревню Хатынь Логойского района Минской области с целью совершения массовых убийств местных жителей, не участвующих в военных действиях».
#{interviewpolit}«Хорошо помню – Катрюк был за пулеметом»
Из показаний бойца 118-го батальона Остапа Кнапа: «После того как мы окружили деревню, через переводчика Луковича по цепочке пришло распоряжение выводить из домов людей и конвоировать их на окраину села к сараю. Выполняли эту работу и эсэсовцы, и наши полицейские. Всех жителей, включая стариков и детей, затолкали в сарай, обложили его соломой. Перед запертыми воротами установили станковый пулемет, за которым, я хорошо помню, лежал Катрюк.
Поджигали крышу сарая, а также солому Лукович и какой-то немец. Через несколько минут под напором людей дверь рухнула, они стали выбегать из сарая. Прозвучала команда: «Огонь!» Стреляли все, кто был в оцеплении: и наши, и эсэсовцы. Стрелял по сараю и я». Тех, кто пытался выбраться из сарая, расстреливали на месте.
Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, свидетельства непосредственной причастности Катрюка содержатся в книге «Хатынь. Трагедия и память», выпущенной в 2009 году Национальным архивом Белоруссии и Государственным мемориальным комплексом «Хатынь». В протоколе допроса одного из участников массовой казни говорится, что именно Катрюк расстреливал из карабина людей, пытавшихся вырваться из горевшего сарая.
«Когда мы вошли в деревню Хатынь в составе 1-го взвода, я видел, как наши полицейские – Иванкив, Кмит, Катрюк и еще несколько фамилий, которых не помню, – поджигали дома деревни», – также свидетельствовал допрашиваемый.
«Из-за недостатка доказательств»
По утверждению Катрюка, в августе 1944 года он вместе со всеми бойцами 118-го батальона дезертировал и даже присоединился к партизанам французского Сопротивления. В том же году он вступил во Французский иностранный легион, входивший в «Сражающуюся Францию» де Голля, в рядах которого и провоевал до 1945 года.
В 1951-м Катрюк эмигрировал из Франции в Канаду – правда, почему-то скрыв свою настоящую фамилию и, разумеется, умолчав о своих связях с нацистами.
Несколько лет спустя новоявленный гражданин Канады приобрел домик и пасеку в городке Ормстаун (провинция Квебек), где и жил все эти годы со своей женой. В 1999 году федеральный суд Канады признал, что Катрюк иммигрировал под псевдонимом, и на этом основании аннулировал его гражданство. При этом суд счел, что Катрюк непричастен к военным преступлениям. Суд более высокой инстанции затем отменил решение об аннулировании гражданства. А в 2007 году кабинет министров Канады также вынес решение не лишать Катрюка гражданства, вопреки запросам Центра Симона Визенталя. В 2010 году возвращение канадского гражданства подтвердил федеральный апелляционный суд страны. Причиной был назван недостаток доказательств непосредственного участия в преступлениях.
В 2012 году канадский филиал еврейской общественной организации Бней-Брит вновь потребовал от властей лишить Катрюка канадского гражданства в связи с вновь открывшимися сведениями о его причастности к уничтожению жителей Хатыни. Тогда же Центр Визенталя внес его в пятерку самых разыскиваемых нацистских преступников. Но позиция канадских властей осталась непоколебимой.