Боевики «Исламского государства*» (ИГ) совершили на католическую Пасху новое преступление против христиан в Сирии. Как передал накануне ТАСС со ссылкой на информационное агентство САНА, в провинции Эль-Хасеке на северо-востоке страны джихадисты взорвали церковь Девы Марии.
Россия решает и геополитические задачи – она возвращается в регион Восточного Средиземноморья
Это уже пятый христианский храм, разрушенный экстремистами в долине реки Хабур, где проживают христиане-ассирийцы. До сих пор неизвестна судьба свыше 200 заложников-христиан, которые были уведены радикалами в феврале в район Джебель-Абдельазиз у иракской границы.
«Идет массовое уничтожение христиан на Ближнем Востоке»
Добавим, что 20 марта боевики ИГ взорвали монастырь IV века Мар Бенам (принадлежавший Католической церкви) в иракской провинции Мосул. Ранее там же исламисты сожгли церковь III века. В конце февраля поступили сообщения о том, что ИГ организовало настоящий террор в христианских поселениях в районе реки Кабур, близ Мосула, сжигая церкви и убивая людей. Свыше полутысячи христианских семей были вынуждены спасаться бегством в районы, контролируемые багдадским правительством. В те же дни боевики ИГ учинили расправу над представителями христианской общины в окрестностях города Телль-Тамер на северо-западе Сирии. Боевики сожгли десятки домов мирных жителей, а также две древние христианские церкви. Как ранее отмечалось в сообщении ТАСС, джихадисты ИГ, объявившие Мосул одним из центров своего «халифата», поставили христианам ультиматум с требованием перейти в ислам или платить ежемесячный налог для немусульман «джизья». В противном случае, террористы угрожали убить всех христиан города.
По данным международных организаций, в районах, подконтрольных боевикам ИГ, мирное население подвергается арестам, пыткам и жестоким казням, в том числе через распятия на кресте. «Начиная с 2011 года идет массовое уничтожение христиан на Ближнем Востоке, уничтожаются и уникальные культурные памятники, – констатировал в беседе с газетой ВЗГЛЯД директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. – Но процесс начался и раньше: на заседании парламента Ирака было заявлено, что из 1,5 млн христиан, которые жили в стране до вторжения США, осталось меньше 400 тыс. человек».
Папа Римский Франциск в своей пасхальной проповеди призвал мировых лидеров не оставаться равнодушными к грандиозной гуманитарной трагедии в Сирии и Ираке. Ранее, в проповеди на католическую Страстную пятницу, понтифик обрушился с критикой на крупнейшие международные организации, осудив их молчание по поводу случаев массового убийства христиан боевиками ИГ и нигерийской группировки «Боко Харам».
В этой ситуации о необходимости защиты христиан от преследований во всеуслышание заявила Россия.
«России не все равно»
Как сообщил, выступая в минувшую пятницу, министр иностранных дел России Сергей Лавров, ООН приняла соответствующее заявление, инициатором которого стала Россия, при поддержке представителей Ватикана, Ливана и Армении. Подписи поставили представители 65 государств. Ранее, 27 марта, позицию Москвы озвучил постпред России при ООН Виталий Чуркин: он заявил, что Россия твердо намерена продолжать защиту христиан и последователей других религий, которые подвергаются гонению и преследованию со стороны радикальных экстремистов на Ближнем Востоке.
Как отмечает Семен Багдасаров, заявления Сергея Лаврова – это положительный сигнал, который показывает, что «России, в отличие от стран Запада, не все равно».
«Россия идет в этот регион, с одной стороны, как защитница христианских и духовных ценностей, с другой – как защитница независимости и самостоятельности государств региона. Вдобавок Россия решает геополитические задачи – она возвращается в регион Восточного Средиземноморья», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонид Решетников.
Опыт Российской империи
Эксперт напоминает, что российское государство традиционно имело в этом регионе сильное влияние и авторитет. «Потом, во времена СССР, наше присутствие там ограничивалось сугубо политическим. От духовной поддержки мы отошли, – отметил Решетников. – Сейчас мы возвращаемся на Ближний Восток не только с политической точки зрения, но и с духовной. Россия возвращает традиции дореволюционного периода».
В последние годы Москва демонстрирует повышенное внимание к нуждам христиан Ближнего Востока, которые оказались особенно уязвимы после событий «арабской весны», с началом гражданских войн в Сирии, Ираке и Ливии и появлением «Исламского государства». Похоже, вновь укрепляя свои позиции на Ближнем Востоке, Россия декларирует свое возвращение к той политике, которую она вела еще во времена Российской империи – к роли покровительницы православных и вообще христианских меньшинств в исламском мире.
#{interviewpolit}Как отмечает Решетников, помимо непосредственной поддержки Иерусалимской и Александрийской церквей, речь шла, в частности, о том, что сейчас бы назвали решением гуманитарных проблем: строительство больниц, школ и богаделен. «Мы воспитывали палестинских и ливанских христиан, давали им образование», что также укрепляло влияние и авторитет России, отмечает Решетников.
«Сейчас христиан на Ближнем Востоке никто не защищает, – констатирует собеседник. – Постхристианская Европа на гонения и убийства христиан внимания не обращает. А ведь католиков там больше, чем православных. Запад практически перестал интересоваться проблемами христиан в регионе. А ведь их просто убивают. Особенно это касается населения стран, где действует ИГИЛ*».
Россия, таким образом, выступает в качестве страны, которая является защитницей традиционных духовных ценностей. «Недаром в Европе на нас многие смотрят с большой надеждой. Это касается и правых, и левых», – добавил Решетников.
Не ограничиваться гуманитарной помощью
По мнению Семена Багдасарова, сейчас России нельзя ограничиваться только лишь отправкой гуманитарных грузов. Необходима более тесная работа с правительствами стран Ближнего Востока, где сохраняются не исламистские, светские режимы, сдерживающие натиск ИГ, в том числе более тесное сотрудничество в деле защиты христианского населения. «Нужно участвовать с правительствами Сирии, Ирака и Курдистана в защите христиан при помощи поставок оружия. России нужно поддерживать вооруженные силы, которые уже существуют в этих странах, путем поставок оружия, боеприпасов, а также усиления их за счет российских советников и добровольцев», – полагает Багдасаров.
Собеседник отметил, что Европа, в отличие от США, участвует довольно активно в деле защиты христиан. «Папа Римский Франциск неоднократно отправлял своих иерархов в Иракский Курдистан для оказания гуманитарной поддержки христианам. Так, например, страны ЕС оказывают массированную помощь в виде вооружения иракским курдам. Существенная часть этого оружия попадает в руки местных христиан», – сказал Багдасаров.
«Не сомневайтесь, что так оно и будет»
Напомним, что еще на состоявшейся в феврале 2012 года встрече Владимира Путина (тогда премьер-министра и кандидата на пост президента) с представителями крупнейших конфессий председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) поднял проблему гонений на христиан в тех странах, где они составляют меньшинство. В частности, упомянул воюющий Ирак и Египет, тогда находившийся под властью президента-исламиста Мухаммеда Мурси.
#{religion}Глава ОВЦС напомнил, что в мае 2011 года патриарх Кирилл призвал, в связи с ростом в мире количества проявлений христианофобии, мировое сообщество, религиозных лидеров и общественность выработать механизм защиты христиан и христианских общин. Одним из направлений внешней политики должна стать «системная защита христиан там, где они подвергаются гонениям», подчеркнул митрополит Иларион. «Не сомневайтесь, что так оно и будет», – отреагировал Путин.
10 февраля этого года президент Владимир Путин в ходе своего визита в Египет (страну, которая с приходом к власти режима ас-Сиси становится одним из ключевых партнеров Москвы в регионе) встретился с главой Александрийской православной церкви патриархом Феодором II и заявил, что Россия рассчитывает на успешное сотрудничество с христианами Египта в борьбе за общие морально-нравственные ценности и идеалы.
Патриарх, чья паства насчитывает более 6,8 млн человек в нескольких африканских странах, в ответ рассказал, что с теплотой вспоминает годы, проведенные в Советском Союзе. «Дай Бог здоровья и счастья, много лет жизни», – сказал александрийский патриарх по-русски, обращаясь к Путину. Менее чем через неделю российский президент выразил готовность к самому тесному сотрудничеству с властями Египта в борьбе с террористической угрозой. Печальным поводом стала трагедия, на которую не могли не отреагировать и светские лидеры, и главы христианских конфессий: расправа боевиков ИГ с двумя десятками захваченных в Ливии египетских христиан-коптов.
К разгулу экстремизма и терроризма в странах Ближнего Востока и Северной Африки привело грубое вмешательство в дела этих государств, подчеркнул глава МИД России Сергей Лавров, принимая 20 февраля в Москве патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X. Возглавляемая патриархом православная община, составляющая 1 млн человек в Сирии (5% населения) и 400 тыс. в Ливане (10%), с начала сирийского конфликта каждодневно находится под угрозой.
Комментируя встречу антиохийского патриарха Иоанна X с Сергеем Лавровым, ливанская газета an-Nahar отмечала: ближневосточные христиане благодарят Россию за «гуманитарную, моральную и политическую поддержку» и в то же время сетуют на то, что страны Запада, в отличие от России, такой поддержки братьям по вере не оказывают.
«Сегодня мы видим пагубные последствия политики Запада»
Преследования по религиозному признаку начались не вчера. В целом, если до начала гражданской войны в Сирии христиане – православные, монофизиты и католики – составляли примерно 2 млн человек или около 10% от общей численности населения Сирии, то сейчас половина из них была вынуждена бежать из страны (в том числе из города Хомса бежало практически все христианское население – около 140 тыс. человек, оставшиеся были почти полностью уничтожены боевиками).
Как заявил лидер Ассирийского патриотического движения Ашура Гиваргис, выступая 17 марта на заседании российского Императорского православного палестинского общества (ИППО), с начала американской операции в Ираке, ввергшей эту страну в хаос, экстремистами было разрушено 120 ассирийских церквей, за пределы страны выехало 173 тыс. ассирийцев.
«В Сирии из 120 тыс. ассирийских семей осталось не многим более 10%», – констатировал Гиваргис. «Это страшные цифры. Это геноцид ассирийского народа, – приводит слова ассирийского лидера православный портал «Благовест». – Сегодня мы видим пагубные последствия политики Запада на Ближнем Востоке».
Что же до нынешней позиции США – одного из крупнейших христианских государств мира – то представители восточных церквей не раз упрекали администрацию Барака Обамы как в провоцировании «арабской весны» (приведшей «Братьев-мусульман» к власти в Египте и вызвавшей к жизни ИГИЛ), так и в неспособности остановить ее последствия. И нельзя сказать, что большее доверие вызывают оппоненты Обамы, претендующие на роль кандидатов от Республиканской партии. Напомним, что консервативного сенатора Тэда Круза, возможного участника республиканских праймериз, в сентябре прошлого года освистали на конференции христиан Ближнего Востока за речь в поддержку Израиля.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ