В последние годы фигура организатора Октябрьской революции, основателя советского государства все больше отдалялась в историю, шум вокруг нее затихал (чего, к примеру, не скажешь о фигуре его преемника – Сталина). Даже споры вокруг Мавзолея утрачивали прежний накал.
Однако актуальности фигуре Ленина неожиданно и буквально добавил евромайдан на Украине. Уже в первые дни волнений в декабре 2013 года в Киеве стартовал «ленинопад», который продолжается с тех пор по всей Украине. Сторонники новой власти регулярно валят статуи Ленина. И, по мнению наблюдателей, у этого явления сразу две причины, точнее, сразу две «ненависти» – и к советскому прошлому, и к современной России, с которой бандеровцы фигуру Ленина все равно отождествляют, хотя, как известно, и в окружении Ленина, и среди красных полевых командиров было много этнических украинцев.
Впрочем, параллельно шел и обратный процесс. Некоторые памятники удалось поднять на место. Причем происходит это на территориях, которые контролируют как Донецк, так и Киев. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, накануне в запорожском поселке Веселое была воссоздана и возвращена на постамент статуя Ленина, которую неизвестные вандалы снесли и разбили в середине марта.
Каменный гость
А в минувшие выходные власти самопровозглашенной ДНР восстановили аналогичный монумент в райцентре Новоазовске, возле здания администрации. Об этом сообщал портал «Новороссия». Скульптура, которая весила три тонны, была свалена в августе прошлого года, незадолго до отступления украинских силовиков. По некоторым данным, на открытие памятника приезжал один из самых известных полевых командиров ДНР Арсений Павлов (Моторола).
Впрочем, один из лидеров ДНР, полпред республики на мирных переговорах с Киевом Денис Пушилин не усматривает за реставрацией в Новоазовске никакой идеологической подоплеки – это не более чем восстановление порядка.
Сергей Соловьев (фото: ntv.ru) |
«Памятники – это наше прошлое, какое бы оно ни было. Неважно, в связи с какой идеологией или направлением деятельности они были установлены. Никто не имеет права их разрушать. Это никак не продиктовано предвзятым или непредвзятым отношением к этой фигуре», – сказал Пушилин газете ВЗГЛЯД. «Времена поменялись. Говорить о какой-то одной идеологии уже не приходится. Наверное, какой-то гибрид разных идеологий сейчас более приемлем», – заявил полпред.
Тем временем в Москве предвкушает в среду большие заработки автослесарь Сергей Соловьев, который по совместительству «работает Лениным» на Красной площади. Газете ВЗГЛЯД он признался, что всегда хвалит своего двойника туристам, пока позирует с ними на камеру.
«Я всегда так говорю: если бы не было Владимира Ильича, то нас с вами бы не было. Все улыбаются и уходят. А так отношение у меня к нему замечательное! Вы же знаете: он весь мир перевернул так, что мы теперь нормально живем. У нас сейчас как раз коммунизм: от каждого по способностям, каждому – по потребностям. В том смысле, что у кого есть способности воровать, тот хорошо живет».
Впрочем, Соловьев признает, что в те времена, когда ленинизм был официальной идеологией, он не смог бы промышлять своим мелким бизнесом: «Я тогда на Красной площади долго бы не простоял. Тогда такие «похожие» люди у нас сидели в психиатрических больницах. Скорее всего, и я бы там сидел».
Переродился, предал нас и продал
Идеологические наследники Ленина из КПРФ считают его наследие до такой степени актуальным, что не могут себе простить, что не послушали его пророчеств в свое время в некоторых пунктах.
Однофамилец двойника с Красной площади, секретарь ЦК и депутат Госдумы Вадим Соловьев признался газете ВЗГЛЯД: «Для меня лично осталось самым важным в наследии Ленина его предупреждение. В конце жизни он предупреждал нас, будущих коммунистов: если мы потеряем контроль над партийным аппаратом, он на каком-то этапе переродится, обуржуазится и предаст интересы рабочего класса. Так и случилось, аппарат при Горбачеве переродился, нас предал и продал. Предсказание сбылось. Очень жаль», – посетовал секретарь ЦК.
Что касается Украины, то Вадим Соловьев расценивает «ленинопад» как признак антикоммунизма, а не русофобии. «Там установился фашистский режим, а фашизм всегда был злейшим врагом коммунизма», – напомнил он.
Священник Максим Обухов из Московской патриархии согласен, что «дело Ленина» до сих пор частично живо. «Его надо убирать, хотя в последние десятилетия многое убрано. Ленин был гонителем христианства, и я лично отношусь к нему с презрением, – сказал священник газете ВЗГЛЯД. – Если кто-то хочет возлагать гвоздики к памятникам Ленина – пожалуйста, это их личное дело. Меньше всего хотелось бы, чтобы люди сегодня из-за его памятников снова ссорились, чтобы это вело к разделению, расколу общества. Его памятники – это уже история. Такая же, как статуи Зевса в Греции. Никто уже в Зевса давно не верит, но церковь же не призывает бросаться на них с молотком».
А политологам юбилей вождя вообще неинтересен. По мнению профессора Высшей школы экономики, кандидата философских наук Олега Матвейчева, созидать свою эпоху, выступить в роли строителя, а не разрушителя Ленин вообще не успел, поэтому и говорить особо не о чем.
«С Лениным непонятная ситуация. Собственно, он недолго был руководителем страны, помог свалить прежнюю власть и довольно быстро помер», – напомнил Матвейчев газете ВЗГЛЯД.
«Тексты его, письма – очень конъюнктурны, подстроены под момент. Поэтому вытащить оттуда какую-то теорию трудно. Точнее, можно вытащить все что угодно. Так, собственно, и делалось в советское время. Что бы ни писал человек, он всегда указывал в предисловии, что в таком-то томе Ленина там что-то по этому поводу тоже было. Особо благодарить его мне не за что. Наследия как такового не осталось», – констатировал политолог.
«Осталась только мифология. Улицы, названные в честь героев революции и Гражданской войны. Вот, пожалуй, и все. Все, что сохранилось, было создано уже потом, и не его командой, не большевиками. Те несли с собой только революцию, только разрушение», – посетовал Матвейчев.