«Сегодня годовщина, 15 лет назад Путин первый раз был избран президентом РФ, победил на выборах», – напомнил в четверг его пресс-секретарь Дмитрий Песков, но добавил, что Путин никак не отмечает эту дату, на четверг у него запланирована «абсолютно рабочая» повестка.
Это эволюция взглядов самого Путина, который, видимо, стал более почвенническим в своей риторике, в своем переживании исторического процесса
Как известно, ровно 15 лет назад Владимир Путин первый раз был избран главой государства. К тому моменту 47-летний политик уже более полугода руководил страной: с августа 1999 года – как премьер, а после «новогодней» отставки Бориса Ельцина стал первым в истории России исполняющим обязанности президента.
Напомним, всего в бюллетенях к 26 марта 2000 числились 11 кандидатов, причем большинство из тогдашних соперников Путина и сегодня остаются в политике: Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Аман Тулеев, Григорий Явлинский, Элла Памфилова и другие. Многие его соперники теперь стали соратниками, вошли в команду победителя.
Путин одолел их в первом туре с результатом 52,94%. На втором месте финишировал вождь коммунистов с более чем 29% голосов, третьим был лидер «Яблока», за которого проголосовали 5,8% избирателей.
«Химия и физика» его популярности
Сам Путин, придя утром 26 марта 2000 года на избирательный участок в Институте химической физики РАН в Москве, сказал, что проголосовал «за будущее России», напомнил ТАСС.
Те почти 53% голосов были хорошим авансом, который Путин, судя по результатам последующих выборов, отработал сполна, оправдав надежды избирателей. В 2004 году он получил 71,31% голосов, в 2012 году – 63,6%. Сейчас, после более 15 лет работы на высших постах, электоральный рейтинг Путина даже выше, чем на выборах 2004 года. По февральским данным ФОМ, за него готовы проголосовать 74% избирателей.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что президент за 15 лет серьезно изменился, но он особенно ценит умение Путина меняться, оставаясь при этом самим собой – «в этом одна из его конкурентоспособностей».
«Мне лично импонирует его умение принимать сложные решения – решения, требующие сильной воли и хорошего ресурса доверия. Он чувствует запрос граждан, исходя из этого запроса выстраивает политику, но при этом придерживается и стратегии, – сказал Абзалов газете ВЗГЛЯД. – Например, отмена губернаторских выборов, а потом их восстановление. Такая позиция сначала потребовалась в том числе для организации бюджетирования, а потом – как ответ на запрос о большей политической ответственности региональной власти». Президент сумел правильно выйти из сложных ситуаций, например связанных с монетизацией льгот, напомнил эксперт.
В российской политике до 2000 года не хватало именно последовательности, умения отстаивать свою позицию независимо от конъюнктуры, вспоминает Абзалов, зато было много популизма. В разгар кризиса вокруг Украины самым простым было бы просто уйти в сторону, ничего не делать. «Многие политики так бы и поступили. Но Путин повел себя системно, последовательно, в конечном счете это лишь увеличило его поддержку», – сказал президент центра.
Абзалов напоминает и о том, как резко вырос за 15 лет уровень жизни россиян. «Между прочим, это благосостояние могло пройти и мимо России, если бы не произошла централизация власти, – отмечает эксперт. – Вот та же Украина. Рост цен на зерно, на другую продукцию АПК, на изделия металлургии фундаментально не улучшили качество жизни рядовых жителей Украины. Все разошлось по олигархическим группам».
От технократа – к консерватору
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов перечислил четыре главных события в правление Путина. Это, безусловно, победа в чеченской войне. Это равноудаление от политики олигархов, в том числе и выдворение из страны трех наиболее влиятельных из них – Ходорковского, Березовского и Гусинского. Это и победа над «региональными баронами», провинциальными автократами. Последняя веха – это воссоединение с Крымом.
«Изменение уровня жизни россиян, рост благосостояния – это значимый фон, который влиял на восприятие образа главы государства, – отметил Михаил Ремизов. – Я бы не назвал это вехой правления просто потому, что оно было не резким, а постепенным».
Как и Абзалов, президент института считает, что Путин за 15 лет пережил заметную эволюцию. «Путинское большинство» еще с начала нулевых годов было достаточно консервативным – и в отношении к культурным ценностям, и к национальному суверенитету. Консерватизм – это ориентация в том числе и на бережное использование и рекультивацию материального и нематериального наследия нации. Так вот был запрос на справедливое распределение нефтегазовой ренты, ответственное распоряжение совместным наследием прошлых поколений, которое попало в недобросовестные частные руки», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
По мнению Ремизова, «путинское большинство» также хотело и восстановления полноценного среднего класса – как ядра общества. «По большому счету и запрос на национализацию элит исходит не из принципа «отнять и поделить», а из принципа национальной ответственности и лояльности правящих кругов», – сказал эксперт. «В полном объеме эта повестка стала публичной повесткой правления только на третьем сроке Путина. Можно говорить об эволюции лидера в сторону запросов большинства, которая заняла достаточно много времени», – считает Ремизов.
С другой стороны, менялись и отношения Путина с Западом. «Путин начинал как один из наиболее ориентированных на союз с Западом руководителей российского государства. Речь идет и о союзе с США на базе антитеррористической коалиции, и о союзе с Европой на базе обмена активами в энергетике и других сферах. На эти ожидания не последовало того предложения, на которое рассчитывала российская элита», – посетовал эксперт.
Ельцин тоже заканчивал свое правление как политик, крайне разочарованный в возможности союза с Западом, напомнил Ремизов, так что эта динамика была предопределена во многом отношением извне.
«В-третьих, это эволюция взглядов самого Путина, который, видимо, стал более почвенническим в своей риторике, в своем переживании исторического процесса. Изначально он позиционировал себя как своего рода технократ, как наемный менеджер. На третьем сроке он перешел к позиционированию в качестве ценностно ориентированного политика, говорящего об исторической миссии, преемственности, судьбе страны и народа. Это другая система координат, нежели оптимизация и эффективность. Ценностная ориентация не мешает ни оптимизации, ни эффективности, но она представляет собой более глубокую мотивацию», – оговорился Ремизов.
После воссоединения с Крымом рейтинг одобрения Путина достиг рекордных отметок и остается таким уже целый год: опрос ВЦИОМ 13 марта показал, что деятельность главы государства поддерживают 88% россиян. Кроме того, судя по опросам, большинство уверено, что президент опирается на команду, состоящую из профессионалов и единомышленников.
Поколение ВВП
Абзалов подчеркивает, что Путин пользуется в том числе и симпатиями молодых россиян – тех, кто вырос уже в годы его правления. Этой популярности не мешает, по его словам, и то, что Путин редко появляется на публике с гаджетами в руках и не ведет личных блогов, в отличие от большинства других политиков. «Он просто не акцентирует на этом внимание, не позирует ради позирования, – пояснил политолог. – Однако его появление с йотафоном в Китае привело к тому, что российской компании пришлось в несколько раз увеличить свое представительство в этой стране из-за роста продаж».
По словам Абзалова, в России по-прежнему высок запрос на людей дела. «Неважно, что он говорит, важно, какие решения он принимает. Молодежи нравится, что тот или иной политик ходит с айфоном, но если решения, которые принимает политик, в результате не позволяют купить такой айфон себе, то молодежь будет оценивать его рационально. Вспомните элементы поп-культуры на тему «Крымнаш» – они очень популярны, – признал эксперт. – Еще лет пять назад трудно было себе представить, что в торговых центрах будут продаваться футболки с «вежливыми людьми». Большой сегмент молодежи был аполитичен, но теперь для него важно не только потребление, теперь он занял политическую позицию».