Петр Порошенко продолжает заниматься срочными и неотложными делами, направленными на скорейшее превращение Украины в процветающую европейскую державу. Например, 25 февраля он подписал указ «О чествовании памяти князя Киевского Владимира Великого – создателя средневекового европейского государства Руси-Украины».
Если ложь повторять очень часто, то в нее поверят. Этот приписываемый Геббельсу принцип работал и продолжает работать
«С целью сохранения и утверждения традиций украинской государственности напоминание о роли исторического наследия Руси-Украины в их становлении, признание важности принятия христианства для развития украинского общества как неотъемлемой части европейской цивилизации, памяти Владимира Великого – выдающегося государственного и политического деятеля, князя Киевского, создателя средневекового европейского государства Руси-Украины, и в связи с тысячелетней годовщиной его упокоения, которая отмечается в 2015 году, постановляю кабинету министров Украины разработать при участии Национальной академии наук Украины, общественных организаций и утвердить план мероприятий по чествованию памяти князя Киевского Владимира Великого», – говорится в указе.
Среди предполагаемых мероприятий – «проведение научных конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров, других научных и просветительских мероприятий, направленных на изучение государственной деятельности князя Киевского Владимира Великого, влияния его политики на политическое и экономическое развитие Европы, в частности, стран Балтийско-Черноморского региона, событий украинской истории соответствующего периода». Также к проведению мероприятий должны подключиться МИД и комитет по телерадиовещанию.
О смешном
У украинцев, как известно, весьма специфический взгляд на собственную историю, причем с точки зрения не только гражданина России. Во всем цивилизованном мире теории, ведущие историю своего государства от мифических доисторических пращуров, а не от конкретных исторических фигур, считаются лжеучеными, и отношение к ним в научных кругах соответствующее.
В постсоветских республиках на заре независимости подобные теории были крайне популярны: никогда не имевшие собственной государственности или утратившие ее столетия назад народы активно сочиняли себе историю. Если у кавказских народов основной задачей, которую ставили политики перед историками, было доказательство того, что именно их этнос тут исконный, а все остальные – пришли совсем недавно не пойми откуда, то задача, поставленная перед украинскими гуманитариями, была сложнее и более комплексная. Украинскую историю надо было не только придумать, но и оторвать от российской. С придумыванием проблем не было – хронику продлили в глубь веков на несколько тысячелетий сразу, объявив археологическую трипольскую культуру прямой предшественницей нынешней Украины. Это приблизительно то же самое, как если бы немцы возводили свою историю к неандертальцам на основании того, что первые черепа этого не то предка, не то родственника Homo sapiens найдены на территории нынешней Германии.
Отрывание от России шло несколько сложнее, но тоже без особых сомнений – Киевскую Русь объявили исключительно украинским государством, которое пало под ударами Батыя в 13 веке. После этого украинское государство периодически возрождалось то в виде Запорожской Сечи, то в виде Гетманщины. А Московия – это такое населенное финно-уграми пространство, которое наглым образом присвоило себе историю соседей, а после и вовсе оккупировало свободолюбивых украинцев после ряда русско-украинских войн (в среднем учебнике украинской истории таковых насчитывается четыре). Если вновь обратиться к немецкому примеру, аналогично выглядела бы ГДР, объяви она западных немцев французами на основании того, что Берлин не был столицей ФРГ.
Указ Петра Порошенко, кажущийся, на первый взгляд, диковатым, лежит в прокрустовом ложе современной украинской историографии, в которой нет места диким северо-восточным лесам с их непонятными претензиями на эксклюзивную историю Киевской Руси – Украины.
О серьезном
Над украинским видением истории можно было бы смеяться и дальше – как смеются не очень умные люди над украинским и другими славянскими языками, но проблема в том, что переписывание истории – это важный этап информационной войны, которому архитекторы постсоветского мира уделяют очень большое внимание.
История Чехии – это история непрерывного противостояния с немецким миром. Еще сто лет назад Прага была преимущественно германоязычным городом, на немецком писал пражанин Франц Кафка, на смеси чешского с немецким разговаривают многие герои «Бравого солдата Швейка». Германия и Австрия веками подавляли чешскую идентичность, к счастью, без особого успеха.
Но в массовое сознание активно внедряется идея о том, что главным историческим событием в жизни чешской нации было восстание 1968 года.
То же самое происходит в Венгрии с восстанием 1956 года, в Польше – с Катынью, а на Украине – с Голодомором. Из всей многовековой истории сложных соседских взаимоотношений выбирается «историческая обида» против России, на основании которой лепится «национальное сознание». Все кровавые проблемы с немцами и другими соседями не то чтобы забываются, но объявляются изжитыми и прощеными.
На первый взгляд, то, что Украина пытается «приватизировать» князя Владимира, ничем не грозит русской исторической идентичности, ибо ни один Гаагский суд не запретит нам преподавать историю в соответствии с документами, а не фантазиями украинских историков. Но на самом деле попытка отобрать у России её крестителя – это то же самое, что и попытки отобрать у Советского Союза честь освобождения Освенцима или тиражирование лжи об «агрессии СССР против Германии». Если ложь повторять очень часто, то в нее поверят. Этот приписываемый Геббельсу принцип работал и продолжает работать.
#{ussr}Фактически, Украина работает над проектом «сбрось Россию с корабля европейской цивилизации». Кстати, тем же пыталась заниматься и Польша, а в результате на несколько сотен лет осталась вообще без собственной государственности.
Разумеется, заставить европейцев поверить в то, что Украина – древнее европейское государство, а Россия – дикий зверь из дикого леса, – это задача максимум. Задача-минимум – максимально оторвать новое поколение от общей с Россией истории, и, судя по провалу ирредентистских движений в Харькове и Одессе, а также компоту из «крови российских младенцев» в школах Николаева, этот проект осуществляется довольно-таки успешно. Те, кто обучался в школах независимой Украины, и впрямь не понимают, какое отношение имеет князь Владимир и другие киевские князья к России. Киев – он вот тут, а Москва – вон она как далеко...
Ликбез назрел
К преподаванию истории в России есть много претензий, но все-таки большинство нынешних школьников знают о том, что Владимир был русским князем, который крестил не только Киев, но и другие города Руси, включая Новгород, к принадлежности которого нет никаких вопросов. Чуть меньшее количество помнят, что первый князь Московский Даниил – сын Александра Невского, который, будучи обладателем титула князя Киевского, не переезжал из Владимира в разрушенный татарами город на Днепре.
Еще меньше знают о том, что митрополит Киевский Максим перенес свою кафедру в 1299 году во Владимир, а не во Львов или Чернигов. А его преемник Петр в 1325-м – в Москву.
Сомнений в том, что московские князья – прямые наследники киевских, а Московское государство – единственная оказавшаяся жизнеспособной ветвь упавшего дерева Киевской Руси, нет и быть не может. Но эту информацию надо доносить не только до российских школьников и студентов.
В России рабочая группа по подготовке мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного князя Владимира, была создана указом президента Владимира Путина еще в июле 2013 года. Планируется множество мероприятий, в числе которых – концерт на Красной площади и многодневный крестный ход из Крыма в Смоленск.
Если украинский вариант почитания памяти св. Владимира – сепаратистский, то российский – объединяющий. По словам патриарха Кирилла, из крещальной купели князя Владимира вышел единый народ, образовавшийся из разрозненных и враждовавших между собой племен, поэтому переоценить значение этого события невозможно.
Среди членов рабочей группы много статусных лиц – и патриарх, и министр культуры Владимир Мединский, и глава РЖД Владимир Якунин, и председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Илларион, а возглавляет группу полномочный представитель главы государства в Центральном федеральном округе Александр Беглов.
В том, что в России мероприятие будет проведено по высшему разряду, сомнений нет. Проблема в том, что русский народ не надо объединять, он и без того един. А вот как донести эту идею до украинцев в свете нынешней политической ситуации, не очень понятно. Наверное, этим вопросом должно заниматься Россотрудничество или другие госструктуры и НКО, отвечающие за продвижение российской культуры за границей.
Россия должна отстаивать свое видение истории так же, как и свое видение политики и свое видение культуры. Потому что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Это аксиома.
Если же обратиться к примеру Украины, то народ, придумавший себе воображаемое прошлое, какое-то время может просуществовать. Но, как правило, недолго.
Ведь, по большому счету, исторических деятелей вовсе не обязательно делить и присваивать. В Южной Америке Симона Боливара почитают в Колумбии и Венесуэле, Перу и Эквадоре, а страна Боливия вообще названа в честь него. Вот о чем стоило бы задуматься Украине.