Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вечером в четверг заявил: если боевой самолет Турции нарушит воздушное пространство Сирии и его собьют с помощью российского ЗРК С-400, «это будет агрессия по отношению к нашему праву на суверенитет, для государства естественно защищать это право». По его словам, «такой инцидент возможен, и он заставит нас (Турцию) принять дальнейшие меры, которые, безусловно, не обсуждаются». При этом он добавил: «Мы не хотим видеть какой-либо эскалации в регионе. Мы не хотим в этом участвовать. Но те, кто встают на сторону Сирии и способствуют росту напряженности, думаю, несут за это ответственность».
Простые обыватели этого не понимают и не расценивают ситуацию как поражение Эрдогана, но на самом деле он будет терпеть серьезные потери
Напомним, Россия развернула в Сирии зенитно-ракетный комплекс С-400, который, вместе с комплексом «Форт» ракетного крейсера «Москва», уже прибывшего к берегам Сирии, будет обеспечивать безопасность полетов российской авиагруппы и уничтожать любые цели, представляющие опасность для нее.
«Надо пожать друг другу руки и продолжить сотрудничество»
Между тем премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу написал в статье для газеты Times, что Анкара планирует продолжить сотрудничать с Москвой в борьбе с боевиками группировки ИГ. «Необходимые меры по защите нашей территории останутся в силе, но мы будем работать с Россией и нашими союзниками, чтобы ослабить напряженность» – отметил он. Давутоглу заверил, что «действия, в результате которых был сбит неопознанный самолет в воздушном пространстве Турции, не были направлены против конкретной страны. Турция предприняла меры, основываясь на существующих правилах, чтобы защитить целостность своей суверенной территории», – отметил он. По мнению Давутоглу, в настоящий момент необходимо, чтобы страны, противостоящие ИГ, объединились перед лицом общей угрозы. «Настало время решительно противостоять ИГ. Совместные действия, которые объединили бы сильные стороны США, ЕС, России, Турции и других, могут (переломить) и переломят ситуацию», – подчеркнул он.
Ранее Эрдоган заявил, что турецкие истребители F-16 «самостоятельно начали обстрел» российского самолета. По его словам, представители турецких ВВС заметили «два самолета, принадлежность которых не была установлена... В течение 10 минут им делались предупреждения, чтобы они не пересекали турецкой границы. Тем не менее они продолжили свой полет... Как только они вошли в турецкое воздушное пространство, к ним направились два наших истребителя F-16». Он пояснил, что турецкие самолеты пустили ракету «согласно установленным нами правилам открытия огня».
Затем Эрдоган попытался заверить, что «Турция не заинтересована в возникновении напряженности в отношениях с Россией. У наших стран имеется консультативный совет высокого уровня, у нас высокоразвитые экономические отношения. Мы не можем желать напряженности, подобной нынешней, в отношениях с такой страной, как Россия. Турция абсолютно не желала, чтобы произошел инцидент, подобный нынешнему, но, к сожалению, он произошел. Но мы не расцениваем его как источник напряженности. Нашим странам надо пожать друг другу руки и продолжить сотрудничество», – считает турецкий президент. По его словам, «совершенно невозможно все это расценивать как казус белли (причину для начала войны), потому что у каждого государства существуют подобные правила открытия огня», – добавил он.
По мнению Эрдогана, «Россия с неправильного угла подошла к данной проблеме... Если речь идет о том, чтобы найти того, кто в данном случае виноват, у Турции есть все данные РЛС. Есть записи всех переговоров с летчиками. Данные союзников, как и данные НАТО, подтверждают имеющиеся у Турции сведения», – указал он, напомнив, что «российских летчиков в течение пяти минут» якобы «предупредили 10 раз, все это записано и передается турецким телевидением. России следует к этому прислушаться». Между тем спасенный летчик со сбитого Су-24 капитан Константин Мурахтин подчеркнул, что никаких предупреждений от Турции не поступило. Не говоря уже о том, что не было даже оснований предупреждать, поскольку турецкие ВВС сбили Су-24 над территорией Сирии, что признал даже источник Reuters в администрации президента США Барака Обамы.
События у посольства Турции в Москве Эрдоган квалифицировал как «элементы провокации». «Мы опечалены подобным подходом. Но мы сохраняем спокойствие, это наша задача, и мы останемся на подобной позиции», – сказал турецкий президент. Кроме того, Эрдоган ранее заявил, что «после инцидента со сбитым российским самолетом я звонил главе российского государства Путину, но он не ответил». Однако это заявление опроверг глава МИДа Сергей Лавров, подчеркнув, что никаких попыток со стороны главы Турции позвонить президенту России «не было».
Напомним, в четверг президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара не станет извиняться, но, напротив, будет и дальше поступать так же, как с Су-24, в случае нарушения ее воздушного пространства. При этом он добавил, что Турция считает Россию стратегическим партнером и расстроена ее реакцией на инцидент с Су-24. По словам Эрдогана, Турция поступила бы иначе, если бы знала, что сбитый самолет был российским.
Отговорки и повод задуматься о взаимодействии
Все попытки объяснений Турции по сбитому Су-24 Владимир Путин назвал отговорками. «По поводу наших самолетов, которых якобы не распознали турецкие ВВС – исключено, невозможно. На них есть опознавательные знаки, и их хорошо видно. Это именно наши самолеты», – сказал Путин.
Он подчеркнул, что никакой другой стране бомбардировщики принадлежать не могли: «Какая еще? Если бы узнали, что американский самолет – ударили по американскому, что ли? Ерунда это все. Это отговорки. Очень жаль, что вместо того, чтобы разбираться серьезно, глубоко, работать над тем, чтобы этого никогда не случилось больше, мы слышим такие вот невнятные объяснения и заявления о том, что даже извиниться не за что», – подчеркнул Путин. «Это не наш выбор, это выбор турецкой стороны», – добавил он.
Глава российского государства отметил: «Мы заранее, в соответствии с договоренностью с американской стороной, передали информацию о том, где будет работать наша авиация, на каких эшелонах, в каком месте и в какое время». А ведь Турция – член действующей коалиции и «должна знать о том, что там работает именно российская авиация», указал президент. Он подчеркнул, что «американская сторона, которая возглавляет коалицию, в которую входит Турция, знала о месте и времени пребывания наших самолетов. И именно там в это время мы получили удар. Спрашивается, мы зачем эту информацию передавали американцам? Или они не контролируют, что делают их союзники, или эту информацию раздают направо и налево, не понимая, какие будут последствия, – сказал Путин. – Мы, конечно, с нашими партнерами должны будем на этот счет провести достаточно серьезные консультации», – добавил президент.
Глава российского государства подчеркнул: «Мы готовы взаимодействовать с коалицией, которую возглавляют США. Но, конечно, инциденты, подобные уничтожению нашего самолета и гибели наших военнослужащих, летчика и морского пехотинца, который пришел на выручку своим боевым товарищам, абсолютно неприемлемы. Мы исходим из того, что это не будет повторяться. Или нам такое взаимодействие ни с кем, ни с какой коалицией, ни с какой стороны не нужно», – сказал Путин.
Он добавил, что «именно это и было предметом обстоятельных наших переговоров с президентом Франции»: «Мы договорились о том, как мы будем взаимодействовать в ближайшее время, в том числе и в двустороннем формате, и с коалицией в целом, возглавляемой Соединенными Штатами», – сказал президент России. Напомним, в Москве вечером в четверг состоялась встреча президентов России и Франции, после которой Путин заявил, что стоит создать единую коалицию против террористической группировки «Исламское государство*».
Живая нефтяная труба
Путин также отметил, что ему «с трудом верится» в незнание Анкары о нелегальных поставках нефти в Турцию из Сирии от террористов. Речь идет о «промышленных масштабах» нелегальных поставок нефти с захваченных террористами сирийских территорий, которые Россия наблюдает с воздуха каждый день «днем и ночью». Путин напомнил, что всего две недели назад на саммите «двадцатки» в турецкой Анталье «показывал фотографии, сделанные с высоты 5 тыс. метров нашими летчиками»: автомобили, перевозящие нефть, выстроены в цепочку и уходят за горизонт, туда – груженые, оттуда – пустые. «Это выглядит как живая нефтяная труба», – описал фотоснимки президент России, подчеркнув, что «эти машины – они идут в Турцию».
«Допускаю, что высшее политическое руководство Турции об этом ничего не знает. Трудно в это верится, но теоретически это возможно», – предположил Путин. Однако «это не означает, что турецкие власти не должны пресекать подобные противоправные сделки», подчеркнул он и напомнил, что «на этот счет есть специальная резолюция Совета Безопасности ООН, запрещающая напрямую покупать нефть у террористов, поскольку в этих бочках, которые везут, не просто нефть – там кровь наших граждан, потому что на эти деньги террористы покупают оружие, боеприпасы, а потом устраивают кровавые акции и с нашим самолетом над Синаем, и в Париже, и в других городах и странах мира».
«Если там турецкие власти перерабатывают нефть, уничтожают ее, мы что-то не видим дыма от костров по уничтожению этой нефти», – добавил Путин. Поскольку речь идет «о промышленных масштабах», чтобы уничтожить эту нефть, надо было соорудить специальные предприятия для этого. Однако «ничего этого на самом деле не происходит», констатировал российский президент.
Проблему торговли нефтью затронул в своем выступлении и Олланд: «Главное – бить по источнику финансирования террористической армии, по тому, что дает ей жизнь. В первую очередь по нефти».
«Мы собираемся продолжать, не хотим останавливаться, и будем бить и по этим конвоям грузовиков, и по тем нефтеперерабатывающим заводам или базам, где перерабатывают нефть, которая, безусловно, служит основным источником финансового дохода для ИГИЛ*», – заверил Владимир Путин.
Напомним, еще в четверг Эрдоган пытался парировать заявления о нефтяном сотрудничестве с ИГ: «Говорят, что Турция покупает нефть у ИГ. Если доказательства не будут представлены, это значит, что вы – клеветники. Все наши источники закупки нефти и газа известны. И эти обвинения еще нужно доказать», – подчеркнул он. Призыву Эрдогана последовали турецкие журналисты газеты Cumhuriyet. В статье о поставках властями страны оружия террористической группировке ИГ они, судя по всему, привели весьма веские доказательства, после чего шеф-редактора и корреспондента газеты Джана Дюндара и Эрдема Гюля арестовали. Журналистов обвиняют в участии в террористической организации и шпионаже.
Теряет больше, чем деньги
«Поведение Эрдогана – по-русски это называется «и нашим и вашим», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам Леонид Калашников. – Он хочет на родине остаться ярым защитником идеи пантюркизма, создания новой Османской империи, но в то же время он понимает, что натворил серьезных ошибок в международных правовых и межгосударственных отношениях, и ему это аукнется очень серьезно. Простые обыватели этого не понимают и не расценивают ситуацию как поражение Эрдогана, но на самом деле он будет терпеть серьезные потери, в том числе и в ситуации с курдами. Даже если Россия не говорит об этом официально, теперь она будет поддерживать это движение, как это делалось в советское время», – считает Калашников.
Также для турок осложнилась ситуация на границе, отметил он. «С-400 фактически закрыли небо для Эрдогана и турецких самолетов. И не только: мы вынуждены поставить сирийцам ударные вооружения, которые должны закрыть границу Турции с Сирией. И никаких воплей Эрдогана тут уже никто не услышит. Сам он это прекрасно понимает. Границу будут ставить на замок. Полностью закрыть ее, конечно, сложно, но основания для этого у нас есть», – считает собеседник.
Потери Эрдоган понесет не только финансовые, но и политические, пояснил Калашников. «Дело не только в поставках нефти. Он теряет свою идею, благодаря которой прокламирует свое поведение – это расширение влияния Турции на Сирию. Этими действиями он фактически закрыл себе Сирию. И его поведение сейчас состоит из метаний: для одних одна позиция – я перед русскими раскланиваться не собираюсь, для других – желание встретиться втихаря во Франции с Путиным», – добавил он.
«Чем больше Эрдоган так ведет себя, тем хуже для Турции, – считает Калашников. – Если он не извинился в первые дни после прошедшего, то мало что изменится. Ясно одно – отношения с Турцией испорчены всерьез и надолго, и даже если он завтра извинится, мы что, должны все забыть? Нет, конечно. Если бы они в первый день сказали – да, произошла ошибка, мы отдадим под суд виновных, то можно было бы хоть как-то думать о совместных действиях в целях безопасности полетов. Но после такого поведения, что бы он сейчас ни делал, это не поправит ситуацию», – уверен он.
«Эрдоган не знает, что ему делать»
«Удивительно, что Эрдоган столько времени находится у власти, потому что все, что связано с его публичными выступлениями, – вранье, – считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. – Он открыто, не стесняясь, говорит, что пытался дозвониться до Путина и не смог. Потом он говорит, что они не распознали, чей это был самолет. Они сделали засаду, дежурили там, все подготовили, создали соответствующую обстановку, подготовили журналистов, но не распознали самолет!» – заметил собеседник в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
«Он не хочет извиняться, при этом он хочет встречи с Путиным, – напоминает Клинцевич. – Путин с ним, думаю, встретится, он такой человек. Но Эрдоган совершенно не знает Путина! Своих бойцов Путин никогда не простит. Эрдогану изначально надо было сделать то, что нужно было, и тогда бы, возможно, ситуация изменилась».
Но вместо того, чтобы предпринимать конструктивные шаги, президент Турции занимается бессмысленной риторикой, согласен собеседник. «Эрдоган демонстрирует своим поведением только слабость. Он не знает, что ему делать, у него истерика. На этом уровне так себя не ведут. Он должен сделать официальное заявление и сказать: мы сделали большую глупость, мы поссорились с важными друзьями, я буду разбираться. Должны быть сняты должностные лица, отдавшие соответствующие распоряжения. Должно быть сделано все для того, чтобы уладить конфликт. Но им же не дадут это сделать американцы», – уверен он.
«Сегодня мы должны ожидать усиления конфронтации. И это направлено против одной стороны – России», – добавил Клинцевич.
При этом операция, по его мнению, была подготовлена без участия военнослужащих США. «НАТО, как и министерство обороны США, ничего не знали. Эрдоган подставил всех. Американцы перегнали им истребители, не до конца понимая, зачем. А эта операция была на уровне, который превышал уровень руководства НАТО и министерства обороны США. Вашингтон создал конгломерат подручных стран-марионеток, главная роль среди которых сегодня отведена Турции и Украине», – отметил он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ