Алексей Навальный на съезде своей «Партии прогресса», намеченном на 1 февраля, намерен выступить с программным заявлением о корректировке курса. Сразу отметим, что личное явление блогера соратникам и поклонникам может вызвать вопросы. Напомним, что во вторник Мосгорсуд принял решение оставить Навального под домашним арестом до вступления в силу приговора по экономическому преступлению.
Как Навальный успевает строить какую-то партию? Он если не дома, то ходит по судам
Блогер, который не далее как месяц назад был приговорен к 3,5 годам лишения свободы условно по делу о хищении денег у компании «Ив Роше», заявил в комментарии РБК: «Если нас не допустят до выборов, мы сместим нашу деятельность в сторону массовых акций протеста». Ранее – и безо всяких «если» – Навальный пообещал, что «следующей организационно-политической задачей» станет «проведение действительно больших манифестаций одновременно в Москве и пяти-десяти крупнейших городах».
Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, не дожидаясь «корректировки курса Навального», оппозиционеры, в том числе сам Навальный, решили провести в Москве так называемый антикризисный марш. Устроить его хотят те же самые люди, которые в прошлом году выходили на улицы столицы под украинскими флагами, рядом с которыми мелькали и оранжевые полотнища «Солидарности», и серо-голубая символика «Партии прогресса». Теперь Навальный, Немцов и их соратники призывают людей выйти под российскими флагами (это специально оговорено в обращении) – намерены собрать «до 100 тысяч человек» и пройтись по Тверской.
По сути же сторонники осужденного блогера уже сейчас могут «смещать деятельность».
Еще накануне Замоскворецкий суд Москвы подтвердил мнение Минюста о том, что партия Навального не сможет попасть в список партий, имеющих право участвовать в выборах. Дело в том, что «прогрессисты» не успели в установленный полугодовой срок создать 45 отделений, необходимых для включения в список. «В «Партии прогресса» признали, что некоторые из ее региональных отделений были зарегистрированы уже после истечения установленного законом срока», – сообщило издание Slon.ru. Точнее, на момент окончания срока, отведенного для предоставления документов, у «Партии прогресса» были зарегистрированы лишь 15 отделений вместо полагающихся 45.
«Когда он успевает?»
Партийные функционеры объясняют опоздание некими разбирательствами с региональными отделениями Минюста. Но, как полагает политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев, дело в том, что по сути никакой партии попросту нет. «Все сторонники блогера сидят в интернете, живые «офлайновые» люди, которых необходимо набрать в 50 городах страны, просто отсутствуют», – подчеркнул Матвейчев в комментарии газете ВЗГЛЯД.
Сотрудники региональных управлений Минюста выступают как простые наблюдатели, продолжает собеседник: «Когда проходит региональная конференция партии, они приходят и смотрят, есть ли в отделении живые, настоящие люди». «Если представителей Минюста что-то не устраивает, если активистов по факту нет или налицо какие-то нарушения, то это все просто протоколируется в присутствии свидетелей, – поясняет Матвейчев. – Трудно себе представить, чтобы в упор не увидели 50 человек». В результате приходится валить на Минюст результаты своих организационных промахов.
«Я вообще не понимаю, как Навальный успевает строить какую-то партию, – замечает собеседник. – Он вообще-то сидит дома, если не дома, то ходит по всевозможным судам, которых у него очень много – одновременно ведется большое количество процессов, встречается с адвокатами и т.д.».
«Дело не в Минюсте»
В частности, против Навального в СК расследуется дело о хищении 100 млн рублей у партии СПС – с конца декабря 2012 года. Навальный неоднократно оказывался в роли ответчика по искам о защите чести и достоинства – за вброс в интернет клеветнических публикаций. К примеру, летом прошлого года Люблинский суд Москвы удовлетворил один из таких исков председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского.
Ранее суд удовлетворил иск к Навальному вице-спикера Госдумы Сергея Неверова, а также оштрафовал блогера на 300 тыс. рублей за клевету в адрес муниципального депутата Алексея Лисовенко.
«Когда при всем при этом заниматься партийным строительством? – подчеркивает Матвейчев. – Партийное строительство подразумевает, что человек всегда должен быть на контакте, на связи с региональными лидерами, здесь, в Москве, должен все время работать огромный аппарат. Сама собой никакая партия не родится».
Собеседник указывает, что еще ранее он подчеркивал – есть уже существующие, зарегистрированные Минюстом партии, созданные «под ключ». «Господин Навальный мог бы взять любую из таких партий, приобрести через подставных людей, переименовать как угодно – и все. Минюст, зная о том, что в случае чего, проблем с этим нет, не стал бы чинить препятствия партстроительству, но проблема очевидно не в Минюсте, а в партстроителях», – добавляет Матвейчев.
Учитывая то, что на съезде планируется заявить – «если вы нас не допустили к выборам, будем массово протестовать» – можно предположить, что и «неудача» была спланированной.
Проблемы на местах?
Также отметим, что, хотя команда Навального и объясняет проблемы происками местных властей, судя по данным газеты «Известия», соратники Навального вряд ли могли бы пожаловаться на недоброжелательность региональных чиновников.
Как сообщало издание в декабре прошлого года, компании, собственниками или учредителями которых выступали руководители и члены региональных отделений партии Навального, выиграли десятки тендеров, которые проводили федеральные и региональные министерства и ведомства, на сумму более 50 млн рублей.
По мнению экспертов, тесная дружба региональных властей и оппозиции говорит о том, что обеим сторонам она выгодна: для членов партии Навального это постоянные финансовые потоки, а для чиновников – гарантия спокойной жизни без разоблачений и скандалов.
Впервые информация о подпитке и поддержке проектов Навального чиновниками появилась в ноябре, причем речь шла о столице.
Говорим «фонд» – подразумеваем «партия»
В Москве в течение нескольких лет при участии Александрины Маркво (гражданской жены Владимира Ашуркова, главы еще одной структуры Навального – Фонда борьбы с коррупцией**) для мэрии и Роспечати были «организованы мероприятия» на общую сумму 100 млн рублей. Ашурков в это время являлся помощником Навального и активно участвовал в его политических акциях. Проведение тендеров, выигранных компаниями Маркво, курировал заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев. Кроме того, в течение нескольких лет структуры, руководимые Маркво, побеждали в тендерах, которые были организованы столичным департаментом СМИ и рекламы, возглавляемым Владимиром Черниковым.
Фонд борьбы с коррупцией «не обидел» и «Партию прогресса». Юрист Илья Ремесло в рамках своего расследования деятельности ФБК* Навального пришел к выводу, что при сдаче фондом своих площадей «Партии прогресса», которую возглавляет тот же Навальный, налицо конфликт интересов при заключении договора субаренды помещения.
По странному стечению обстоятельств «все руководители партии также являются либо руководителями ФБК**, либо его работниками». Как напомнил юрист, для таких сделок существует «особый порядок предварительного согласования, в том числе с органами управления организации или Минюстом».
Заметим, что сотрудники ФБК, так же как и сам Навальный, могут рассчитывать на помощь «коллег» по оппозиции. Так, на днях стало известно, что Борис Немцов предлагал блогеру Георгию Албурову (которого именуют «руководителем отдела расследований» ФБК) поддержку европейских политиков и помощь в спонсировании побега от следствия за границу. Напомним, что имя Албурова стало известным после скандала из-за кражи картины, подаренной им и его друзьями их идейному вдохновителю Навальному на день рождения.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента