Лидеры России, Азербайджана, Туркмении, Ирана и Казахстана в ходе четвертого Каспийского саммита в Астрахани в понедельник договорились о принципах национального суверенитета каждой из стран над прибрежным морским пространством в пределах 15 миль и 10 «рыболовных» миль.
В азербайджанской и казахской прессе нет-нет да и обсуждалась возможность принятия в их странах баз НАТО
Большая часть акватории Каспийского моря останется в общем пользовании прикаспийских государств, право пребывания там вооруженных сил исключительно прибрежных стран остается неизменным, заявил президент России Владимир Путин по итогам саммита. Главы пяти прикаспийских государств договорились о принципах стабильного баланса вооружений на Каспийском море и военного строительства в пределах «разумной достаточности».
Завершив переговоры в Астраханском кремле, президенты прогулялись по набережной Волги и выпустили в реку молодых белуг. Лидеры России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении – Владимир Путин, Ильхам Алиев, Хасан Роухани, Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухамедов – вместе нажали символическую голубую кнопку у бассейна с осетровыми, и рыба через воронку на дне ушла в Волгу. Эта символическая церемония были призвана продемонстрировать значение, которое лидеры «пятерки» уделяют сохранению биоресурсов Каспия и главного его богатства – осетра.
Действительно прорыв
Путин назвал прорывным завершившийся саммит. «Главное, нами согласовано политическое заявление, в котором впервые зафиксированы основные принципы пятистороннего сотрудничества на Каспии», – сказал Путин, выступая на расширенном заседании, поблагодарив партнеров за умение находить компромиссы.
«Убежден, нам по силам договориться по тем положениям, которые еще не согласованы, и принять Конвенцию на следующем саммите», – сказал российский лидер. Следующая встреча «каспийской пятерки» пройдет в Казахстане. С подписанием конвенции, заметил Путин, будет успешно завершена работа, которая длится 18 лет.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, еще в апреле глава МИД России Сергей Лавров отметил, что прикаспийские государства достигли значительного прогресса в ходе переговоров по урегулированию статуса моря и сблизили позиции по вопросу разграничения водных пространств.
Мечта о «срединной линии»
Саммит дал хорошие результаты, в том числе благодаря позиции иранской делегации, признал Путин, начиная позднее отдельную встречу в Астрахани со своим иранским коллегой Хасаном Роухани.
#{smallinfographicleft=442583}«Атмосфера на саммите была очень хорошей. Она свидетельствует, что все страны настроены на развитие сотрудничества», – отметил Роухани. Он также заявил о прогрессе в двусторонних отношениях между Тегераном и Москвой.
Напомним, что начиная с 1992 года именно Россия предлагала разделить море лишь на 25-мильные зоны, а всю остальную акваторию оставить в общем пользовании. Однако Иран и Азербайджан предлагали делить море по секторам на равные части. Теперь партнеры России явно пошли ей на уступки.
Впрочем, азербайджанский лидер Ильхам Алиев все равно подчеркнул, что «считает незыблемым общепризнанный принцип срединной линии в качестве основополагающей нормы разграничения морского дна, придает важное значение вопросам мореплавания, свободного доступа и транзита из Каспийского моря к другим морям».
Успех команды Путина
По мнению экспертов, проявить уступчивость партнеров России вынудила угроза со стороны исламистов. «Идти на уступки каждую страну вынуждает своя мотивация, но объединяет их общая нестабильная ситуация и внешняя угроза, в том числе и со стороны движения ИГИЛ. Это влияет на общий климат на Востоке, в Средней Азии. Это дополнительный фактор, который подталкивает страны друг к другу», – пояснил газете ВЗГЛЯД директор Института стран СНГ Константин Затулин.
«Самая главная договоренность, на мой взгляд, о том, что никто «иногородний», условно говоря, не может иметь на территории Каспия вооруженных сил. Главная заинтересованная в этом плане Россия, которая обладает существенной военной базой на Каспии, – сказал Затулин. – Появление на Каспии НАТО стало бы серьезной проблемой. В азербайджанской и казахской прессе нет-нет да и обсуждалась возможность принятия в их странах баз альянса. Максимум возможного в этой ситуации было достигнуто».
Сам этот саммит – дипломатический успех, немалая заслуга в этом непосредственно Владимира Путина и его команды, уверен политолог.
«В свете украинского кризиса»
Руководитель азербайджанского Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде со своей стороны не исключает, что к компромиссу стороны подтолкнули события на Украине. По его словам, претензии на секторальное деление азербайджанские власти не оставляют, но они выносятся за скобки ради более актуальных вопросов.
«Немалую роль здесь играет общая обстановка в мире, в свете украинского кризиса. У Азербайджана нет другого выхода сегодня в связи с международной турбулентностью, он не заинтересован в обострении ситуации», – пояснил эксперт.
«Достигнутые договоренности не противоречат экономическим интересам страны. Полностью от своего желания секторального деления Азербайджан не отказывается. Изменились подходы и акценты», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
По ходу переговоров, как предполагает Велизаде, к секторальному делению вернутся – ведь этот принцип поддерживают все остальные страны – участники, кроме Ирана. Иран недоволен, поскольку в таком случае ему отойдет только 13,9% общей акватории Каспия.
«О срединной линии сейчас не говорят, но этот вопрос не снят, он имеет силу, – рассказал Велизаде. – Принцип секторов для Азербайджана продолжает быть актуальным по причине имеющихся претензий Ирана. Иран с Азербайджаном спорят насчет своей части моря, основываясь на секторальном делении. Например, месторождение Апшерон находится в сфере интересов Азербайджана, разрабатывается азербайджанскими нефтяниками, но на него также претендует Иран».
Есть общая задача не допустить разногласий в Каспийской зоне в свете интересов третьих стран, убежден эксперт. «Любое разногласие ими будет использовано в своих целях, Китай очень заинтересован в расширении разработок в зоне Каспия. Динамика визитов в Азербайджан российского политического истеблишмента в последнее время позволяет сделать вывод, что Россия уговорила Азербайджан, убедила в том, что их интересы не ущемлены», – считает Велизаде.