Вашингтон в понедельник включил еще ряд россиян и компаний в санкционный список (OFAC SDN List). Все компании и банки подконтрольны либо Геннадию Тимченко, либо Аркадию и Борису Ротенбергам, либо банку «Россия». Согласно информации минфина США, в санкционный список вошли полпред президента России в Крыму Олег Белавенцев, глава Ростеха Сергей Чемезов, вице-премьер Дмитрий Козак, председатель международного комитета Госдумы Алексей Пушков, директор ФСО Евгений Муров, глава Роснефти Игорь Сечин, первый замглавы кремлевской администрации Вячеслав Володин.
Вашингтон пытается выиграть проигранную войну на Украине экономическими инструментами, однако он может растерять свой потенциал, который у него оставался последние 10 лет
После публикации черного списка в Белом доме прошел брифинг с участием представителей разных ведомств, пожелавших, однако, выступать анонимно. Когда в начале брифинга один из репортеров отметил, что у действующих властей в Киеве принимаемые в Вашингтоне меры вызывают разочарование, поскольку Украина ждет в том числе и военной помощи, один из чиновников признал, что «волшебной палочки» в виде «такой военной помощи, которая уравняла бы силы сторон», на самом деле «просто не существует».
Во вторник ожидается публикация и нового черного списка Евросоюза. Американские чиновники подтвердили, что перечни будут «частично, но не полностью совпадать». Они отметили, что США действуют «в тесной координации» со своими союзниками. Когда их спросили, готов ли Вашингтон оказать экономическую помощь европейцам, которые могут сами серьезно пострадать от перехода на диалог с Россией языком санкций, один из чиновников сказал, что, «как все понимают, введение отраслевых санкций отразилось бы и на глобальной, и на национальных экономиках». По его словам, эта тема обсуждается, в частности применительно к энергетике. США уже одобрили в принципе выдачу лицензий на экспорт в Европу своего природного газа. Но прямого ответа именно о помощи так и не прозвучало.
В рамках пакета санкций США объявили также об ужесточении своего режима экспортного контроля. На просьбу уточнить, о какой продукции в первую очередь идет речь, один из чиновников назвал для примера микроэлектронику.
«В случае ввода на Восточную Украину»
Как отмечает ИТАР-ТАСС, «существенные отраслевые санкции» США будут введены «в случае ввода войск на Восточную Украину». Отраслевые санкции могут быть введены, по словам неназванных представителей Белого дома, в частности, против финансового и энергетического секторов России.
Президент США Барак Обама еще в субботу пригрозил: «В случае дальнейшей агрессии России в отношении Украины мы примем санкции в отношении секторов российской экономики, в частности против банковского и оборонного секторов. Это дополнительные шаги, которые мы оставляем на будущее, если в дальнейшем будет наблюдаться эскалация ситуации».
Яков Кедми, политолог, бывший сотрудник израильских спецслужб, считает угрозы Обамы и его помощников тщетными. «Зависимость российской оборонки от США минимальна. США жестко препятствовали поставкам комплектующих для оборонки. То, что поставлялось, можно и заменить, и получить через третьи страны. Оборонка не пострадает. И космические программы тоже. Европейские и американские – да, пострадают. Их зависимость от российских намного больше», – сказал Кедми в интервью газете ВЗГЛЯД.
При этом Кедми уверен, что Брюссель не посмеет ослушаться Вашингтона по российскому вопросу. «Зависимость Европы от США слишком сильная. Но Европа в будущем не будет такой, как сегодня», – выразил уверенность Кедми.
«Утратили связь с реальностью»
Новые санкции демонстрируют, что США утратили чувство реальности, заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. «Заявление пресс-секретаря Белого дома (Джея Карни) вызывает отвращение. Мы, конечно, ответим. Мы никогда не скрывали, что возможности для такого ответа есть, и набор мер, который будет применен, достаточно широкий», – цитировала Рябкова газета ВЗГЛЯД.
«Решительно осуждаем объявленный набор мер в попытке оказать на Россию санкционное давление. Односторонние экстерриториальные санкции по своей природе нелегитимны», – сказал высокопоставленный дипломат. «Они не соответствуют не просто нормам цивилизованного межгосударственного общения и ведения международных дел, они противоречат требованиям международного права», – заявил он.
«США, принимая данное решение, руководствовались абсолютно искаженными, ни на чем не основывающимися представлениями о происходящем на Украине и вокруг нее, – подчеркнул Рябков. – Вашингтон подливает масла в огонь, не сделав ничего, ни единого ответственного шага для вразумления своих подопечных в Киеве».
Введенные США санкции не окажут серьезного воздействия на экономику РФ, считает помощник президента Андрей Белоусов. «Я думаю, что они окажут влияние, что мы еще больше мобилизуемся, чего не понимают наши коллеги. Они не понимают то, что они санкциями добились максимальной за последние 10–15 лет консолидации элиты», – сказал Белоусов.
«Видимо, психология у нас устроена таким образом, что нам нужен какой-то внешний сильный негатив, чтобы сплотиться и консолидироваться. Чем больше будет санкций, тем сильнее будет консолидация элиты. Главный эффект от санкций сейчас в этом», – добавил помощник президента.
Говоря о влиянии санкций на рост российской экономики, курс рубля и отток капитала из страны, Белоусов, в прошлом возглавлявший Минэкономразвития России, отметил, что такого рода вещи малозначимы. «Какие-то конъюнктурные будут, видимо, влияния, но вряд ли они окажут в оперативном, в годовом плане какое-то серьезное воздействие», – сказал он.
«Расцениваю последние шаги Вашингтона как высокую оценку эффективности нашей работы, при этом заверяем наших акционеров и партнеров, включая американских, что эта эффективность не снизится и наше сотрудничество не пострадает и будет динамично развиваться», – сказал, в свою очередь, новый фигурант черного списка Игорь Сечин, глава Роснефти.
«Мы понимаем так, что американская администрация обратила внимание на активные действия компании по снижению рисков, связанных с односторонней ориентацией углеводородного экспорта на определенные региональные рынки», – добавил глава Роснефти.
Идет война холодная
Между Россией и США началась вторая холодная война, однако в нынешних условиях игры «на двоих» не будет, потому что в XXI веке многое зависит и от позиций других стран, заявил РИА «Новости» председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
«Говорить об обострении отношений между Россией и США уже не имеет смысла, просто мы перешли в другую реальность, эта реальность называется «вторая холодная война». Соответственно, далее отношения будут складываться в соответствии с теми неформальными правилами, которые предусматривает это состояние межгосударственных связей – санкции, контрсанкции, сдерживание, попытки нанести урон противоположной стороне, но при этом всегда с оглядкой на возможный ответ», – сказал Лукьянов.
Тем не менее, продолжил эксперт, нынешнее противостояние существенно отличается от первой холодной войны – мир сегодня открытый и диверсифицированный, так что «игры на двоих» не будет. «Вряд ли кто-то будет присоединяться к позиции России, вопрос в том, насколько неукоснительно будут выполнять требования США их союзники, это сейчас тоже не гарантировано, и какая часть мира будет занимать благожелательный к России нейтралитет и не присоединяться к мерам против нее», – пояснил эксперт.
Лукьянов добавил, что холодная война предусматривает не определение победителя, а сдерживание и препятствование оппоненту в расширении его сферы влияния.
Он также отметил, что предугадать ответные санкции России трудно. «Мы находимся в асимметричном положении, Россия зависит от финансово-экономических мировых контролируемых США потоков больше, чем Вашингтон зависит от нас, но, наверно, изыщут разные другие формы», – заключил эксперт.
Это серьезные «грабли» и для самого Вашингтона
Как полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, санкции прежде всего болезненны для самих США – ввиду того, что третья волна уже внесла раскол между США и их союзниками в Западной Европе, которые не готовы расширять их. Европейский союз, прежде всего Германия, не готов идти на ужесточение, заявил Абзалов газете ВЗГЛЯД.
Лет десять назад эта система, может быть, и сработала бы, но в современном мире это больше активизирует самостоятельность финансовых систем и экономик Китая, Индии и других стран, которые будут больше ориентироваться на создание самостоятельных моделей, независимых от внешнего воздействия, добавил эксперт.
В отличие от Лукьянова, Абзалов не считает нужным говорить о второй холодной войне: «На Западе позиции противоречивые, сегодня Еврокомиссия промолчала по этому вопросу – это говорит о том, что Европа не готова поддерживать США во всех начинаниях, особенно в экономических санкциях».
Таким образом, Обама наносит урон и трансатлантическому партнерству, заметил политолог. «Это может разбить очень важные союзы, которые – одно из немногих, что осталось во внешнем контуре у США, а разбрасываться союзниками и партнерами на таком большом количестве фронтов – это не самое лучшее решение», – сказал собеседник.
Возможное включение в санкционный список Алексея Миллера уже вызвало разногласия между США и Западной Европой, и если будут применены санкции в отношении Газпрома, это сразу вызовет сопротивление в Германии, отметил Абзалов. «Вашингтон пытается выиграть проигранную войну на Украине экономическими инструментами, однако он может растерять свой потенциал, который у него оставался последние 10 лет».
Также новые санкции укрепят позиции тех, кто вошел в список, добавил эксперт. «Как показала практика, санкции на позицию Москвы практически не влияют. Рассматривать их как серьезный инструмент давления для политической элиты и основной массы населения – очень смелое допущение. Эта модель, может быть, и сработала бы, если бы значительная часть элиты поддерживала бы решение, а значительная часть населения его бы не разделяла».
Однако позиция населения по поводу Крыма и Юго-Востока Украины – одна из самых консолидированных, поэтому «санкции воспринимаются не как против чиновников, а как против страны как таковой, что ослабляет коммуникацию Вашингтона с Москвой», – подчеркнул собеседник.