Появившееся около 15 часов дня в четверг заявление первого вице-премьера Крыма Темиргалиева о задержании в Крыму 17-летнего жителя Западной Украины, подозреваемого в том, что во вторник он застрелил из снайперской винтовки двух человек в Симферополе, странным образом буквально совпадает с сообщением о задержании снайпера, появившимся в среду утром и опровергнутым крымскими властями через несколько часов. В чем же причина такого «совпадения»?
Цель – не просто уличить американцев во лжи, но и прямо указать на их ставленников в Киеве как на заказчиков провокации
Около 17 часов вечера во вторник около заблокированной украинской воинской части в Симферополе были убиты двое человек – военнослужащий части и боец сил самообороны Крыма, еще по одному человеку с каждой стороны были ранены. Действовал снайпер – и по почерку было понятно, что, судя по всему, в Крыму пытаются разыграть тот же сценарий, что и на киевском Майдане, где за месяц до этого неизвестные снайперы расстреливали «Беркут» и протестующих. Если так, то в Симферополе хотели спровоцировать столкновения и большую кровь – чтобы потом обвинить Россию в нападении на украинскую часть.
Сразу после провокации никаких сообщений о задержании снайпера не поступало. Но уже на следующее утро в «Твиттере» премьер-министра Крыма Аксенова появилось сообщение о том, что «стрелок, расстрелявший вчера военнослужащих в Симферополе, пойман. Подробности шокируют». В МВД республики сообщили, что крымские правоохранители задержали 17-летнего жителя Львовской области, который, предположительно, является представителем националистической организации «Правый сектор*». После стрельбы он попытался скрыться, однако правоохранители спрогнозировали, в какую сторону можно уходить из здания, и стрелявшего задержали.
Однако спустя несколько часов управление информационной политики правительства Крыма опровергло эту информацию – там заявили, что аккаунт в «Твиттере», якобы ведущийся от имени премьер-министра Сергея Аксенова, на котором и было размещено сообщение о поимке снайпера, «фейковый» (хотя ранее никаких сомнений в его подлинности не высказывалось). Тогда же информацию о задержании опровергла и руководитель пресс-службы МВД Крыма Ольга Кондрашова: «Принимаются все меры для задержания. На данный момент никто не задержан. Открыто уголовное производство относительно конкретного состава преступления, а это убийство. Информацию по поводу установленной личности преступника подтвердить не могу», – приводит ее слова «РБК-Украина».
Тем не менее, еще через сутки, в середине дня 20 марта, о задержании снайпера заявил первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев, на этот раз – агентству «Интерфакс». И опять задержанный – «17-летний житель Западной Украины». Тогда же агентство сообщило, что силовики устанавливают, были ли у задержанного соучастники, а также другие обстоятельства преступления.
Но и на этом странности не прекратились – буквально через полчаса пресс-секретарь прокуратуры Крыма Наталья Бояркина заявила «Интерфаксу», что информация о том, что за стрельбу в Симферополе задержан 17-летний житель Западной Украины, не соответствует действительности: «Никто не задержан пока, к сожалению». А еще буквально через несколько минут РИА «Новости» передало слова премьер-министра Крыма Сергея Аксенова, заявившего, что, по предварительным данным, за стрельбу из снайперской винтовки в Симферополе задержаны несколько человек: «Информация проверяется, задержаны несколько человек. По крайней мере, уже известна точка, откуда стреляли».
Что в сухом остатке? Информация о задержании снайпера, содержащая абсолютно одинаковые приметы, дважды в течение 32 часов появляется, а потом опровергается со ссылкой на высокопоставленные крымские источники – причем озвучивают ее высшие руководители, а опровергают пресс-секретари силовых структур. Если не брать во внимание версию о том, что на волне эйфории от вступлении в Россию в крымских органах власти и головах руководителей наступил полный хаос (что, скорее всего, опровергается их более чем грамотной работой по всем направлениям в течение всех последних трех недель), то получается, что мы имеем дело с информационной войной.
Причем она состоит не в том, что желаемое выдают за действительное – то есть никого еще не поймали, а уже пытаются убедить всех в киевском следе провокаций. Для такой информационной войны достаточно было бы заявлений о задержании со стороны крымских силовиков – но тут речь идет о главе правительства и его заме, которые явно знают гораздо больше, чем пресс-секретари. Кроме того, для блефа не нужно было бы никаких опровержений.
Можно предположить, что снайпер на самом деле задержан и уже дает показания, но официально признавать это силовики не спешат. Более того, всячески эту информацию опровергают. Почему? Например, для того, чтобы дать выговориться тем, кто уже заявил о причастности России к симферопольской крови.
Первыми это сделали киевские власти – Арсений Яценюк уже через пару часов после симферопольской стрельбы заявил, что российские военные начали стрелять по украинским военнослужащим, а минобороны Украины на редкость оперативно разрешило расквартированным в Крыму военнослужащим применять оружие. Но, возможно, главной целью ловушки были не они.
«Остановите стрельбу в Симферополе. Ясно, что Россия произвела первый выстрел, и теперь она должна проявить сдержанность», – заявила славящаяся некоторой несдержанностью пресс-секретарь Госдепартамента США Джен Псаки в своем «Твиттере» 19 марта. То есть, по сути, американцы обвинили Россию в убийствах в Крыму, в том, что она провоцирует украинские части. В информационной войне, которую Вашингтон ведет с Москвой, симферопольский расстрел тут же занял свое почетное место – наряду с «оккупацией» и «референдумом под дулами автоматов».
Можно предположить, что ради этого и была затеяна игра с крымскими подтверждениями-опровержениями – нужно было дать возможность США обвинить в этом Россию. Чтобы потом, когда будут обнародованы показания снайпера, не просто уличить американцев во лжи, но и прямо указать на их ставленников в Киеве как на заказчиков провокации. Как крымской, так и киевской – и тогда предположения о причастности организаторов Майдана и третьей силы к «таинственным снайперам» перестанут быть просто версией.
Если подобное предположение верно, то придумали эту игру не Аксенов с Темиргалиевым (поэтому они честно рассказывают о случившемся, точнее, проговариваются), а российские спецслужбы, которые и задержали снайпера, и ведут всю комбинацию (поэтому пресс-службы крымских силовых структур просто не знают, что снайпер уже арестован). Ставка здесь очень высока – ведь тема «таинственных снайперов» является важнейшим рычагом для переворачивания ситуации в Киеве, во всей борьбе за Украину.
Прецеденты в истории были. В мае 1960 года вооруженные силы СССР сбили американский самолет шпион У-2 – и за те несколько дней, пока в Вашингтоне думали, что летчик погиб или покончил с собой, президент Эйзенхауэр успел заявить, что самолет не был шпионским, а пилот просто сбился с курса, выполняя задания метеорологов. Потом в Москве показали живого старшего лейтенанта Фрэнсиса Пауэрса.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ