Владимир Путин
По итогам саммита «Группы двадцати» в австралийском Брисбене президент России Владимир Путин сделал ряд заявлений для прессы. Они опубликованы на официальном сайте Кремля.
Говорили о том, конечно, что нужно сделать для того, чтобы из этой ситуации постепенно выходить
Он поблагодарил хозяев встречи, которые «создали очень благоприятную атмосферу для работы, доброжелательную и деловую одновременно». А среди основных пунктов, по которым удалось договориться, в первую очередь назвал совместное обсуждение инициатив в области глобальной инфраструктуры.
«В этой связи хотел бы отметить принятые решения о создании в Сиднее инфраструктурного хаба. Наши финансовые учреждения уже заинтересовались этой создаваемой организацией. По сути, это вопрос, который находится в поле зрения российского правительства в последнее время постоянно. Ценность этих решений заключается в подготовке и выявлении наилучших практик и обмена информацией по этой важнейшей теме», – отметил он.
Второй важный вопрос, которым также активно занимаются российские власти, – борьба с безработицей, решение проблемы занятости.
«У нас, напомню, в целом ситуация хорошая, – отметил Путин. – Где-то полгода назад у нас было пять с небольшим процентов, сейчас мы выходим на 4,9 процента, а может быть, в конце года будет еще ниже. Это хорошие, если не сказать, очень хорошие показатели по сравнению со многими нашими партнерами».
При этом есть определенные проблемы с безработицей и в России. В частности, разрыв по ее уровню между разными регионами страны.
Следующая группа вопросов – энергетика.
«Разговор о начале реформирования международных энергетических институтов – крайне важная вещь. Имею в виду, что география в значительной степени меняется, происходят структурные изменения в мировой энергетике, и, конечно, нужны новые институты, которые регулируют эту важнейшую сферу деятельности. Вопрос обсуждался сегодня, очень предметно и заинтересованно», – признался президент России.
Также он отметил полезность дискуссии о финансовом регулировании, налоговой системе и борьбе с офшорами – тех вопросов, которые были в центре внимания на предыдущем саммите G20 в Санкт-Петербурге.
Упомянул президент и об узких встречах на полях нынешнего саммита в рамках стран-членов БРИКС (объединение, в которое входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка – прим. ВЗГЛЯД).
«Мы согласовываем свои позиции предварительно, перед тем как встречаться с другими коллегами в рамках «Группы двадцати». Это полезный обмен мнениями, который ориентирует нас на взаимные интересы», – признался он, напомнив, что следующий саммит БРИКС состоится в России, в Уфе, 8–9 июля следующего года.
Также, по словам Путина, на G20 серьезно обсуждалась лихорадка Эбола, в борьбе с которой активно участвует и Россия, направляя свои самолеты с мобильными госпиталями в Гвинею, а также работая над вакциной от заболевания.
В свою очередь журналисты попросили российского лидера высказаться об экономических санкциях, введенных Западом против России.
Путин признался, что эта тема, конечно, тоже затрагивалась, «но так – в общем». А на двусторонних встречах «много говорили, естественно, и про украинские проблемы».
По его словам, постоянно «звучала тема о том, что санкционные меры наносят ущерб всем: и тем, в отношении которых эти санкции пытаются ввести, и тем, кто их вносит».
«Говорили о том, конечно, что нужно сделать для того, чтобы из этой ситуации постепенно выходить», – также признался он.
Еще один вопрос касался «катастрофической» цены на нефть и возможной помощи российских властей крупным национальным нефтяным компаниям.
«Я уже говорил в интервью – я не знаю, это было в эфире или нет – ничего абсурдного нет в поддержке наших крупных компаний с госучастием. Вопрос только в том: интерес в получении таких средств вызван исключительно корпоративными соображениями, либо эти вложения, если они будут сделаны, будут положительно влиять на состояние всей российской экономики, – пояснил президент. – В целом компания «Роснефть» вполне самодостаточна, у нее крупные проекты и хорошее финансовое состояние, у них проблем никаких нет. Речь идет только о том, чтобы еще большее количество проектов осуществить. А это вопрос – нужно сейчас эти проекты осуществлять, не нужно, имея в виду и цены на энергоносители...»
Само падение цен на энергоносители он назвал «событием конъюнктурного характера, связанным с увеличением добычи и понижением спроса».
«На бюджет России, хочу подчеркнуть еще раз, снижение цен на нефть не влияет, имею в виду решение Центробанка о переходе к плавающему курсу», – добавил президент России, выразив уверенность, что корректировки цен на черное золото еще впереди.
Касаясь ситуации вокруг Украины, он назвал ошибкой Киева решение о фактической экономической блокаде Востока своей страны: «Из средств массовой информации я узнал о том, что президент Украины издал указ об экономической блокаде юго-восточных регионов – Луганской области и Донецка... Мне кажется, что это большая ошибка», – отметил он и напомнил, что Россия даже в самые тяжелые дни не прекращала финансирование Чеченской Республики.
Также президент Владимир Путин заявил, что ущерб от антироссийских санкций есть, но есть и плюсы – санкции побуждают Россию производить товары, которые раньше приобретали на Западе.
Другие спикеры
В рамках G20 прозвучало и немало других любопытных заявлений.
В то же время хозяин встречи, премьер-министр Австралии Тони Эбботт всячески демонстрировал гостям, в частности Путину, свое гостеприимство. Австралийский лидер заявил, что был счастлив «выразить уважение» российскому президенту, с которым у него получилась «очень энергичная дискуссия», передает ТАСС.
Также и Путин остался доволен общением с Эбботтом, притом что ранее последний хотел «атаковать» российского президента, когда речь зайдет о крушении малайзийского Boeing над Украиной.
Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, не пытался ли Эбботт, как обещал, взять Путина «за грудки», сказал, что оба политика очень хорошо пообщались, фотографировались с коалами на руках и «очень радовались жизни», передает РИА «Новости».
Что касается заявлений других лидеров, нельзя не упомянуть Барака Обаму. На пресс-конференции по итогам саммита G20 президент США заявил, что если Россия изменит политику по Украине, он «первый предложит отменить санкции».
«Россия должна выбрать другой путь», – заметил Обама, но не конкретизировал, чего конкретно он требует от Москвы. Правда, Обама сослался на «мнение европейских лидеров», которые считают, что Россия нарушает достигнутые в Минске договоренности по перемирию в Донбассе.
«Мы продолжим экономическую изоляцию (России), сохраняя возможность дипломатического решения», – пообещал он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в целом Россия очень хорошо провела встречу в Австралии, которая проходила на фоне крайне напряженной и конфликтной обстановки в мире.
И хотя на ней странам Запада противостояла складывающаяся коалиция во главе с Россией и Китаем (страны БРИКС даже заявили о незаконности санкций против Москвы – прим. ВЗГЛЯД), России все равно пришлось противостоять нападкам западных лидеров по поводу событий на Украине. Так, несмотря на заявления участников саммита о «теплой и дружеской обстановке», президент США Барак Обама не в первый раз уже поставил Россию в один ряд с такими угрозами, как лихорадка Эбола.
Также некоторые считали досрочный отъезд Владимира Путина из Австралии неким доказательством конфликтности на переговорах. И президент России действительно уехал чуть раньше, отказавшись от последнего рабочего завтрака для лидеров G20.
Но позже он призвал не делать «никаких спекуляций» на этой теме, передает «Интерфакс».
«Я не пошел на общий завтрак, но там остался наш министр финансов. Нам отсюда до Владивостока лететь девять часов и еще девять до Москвы. Еще надо до дома добраться и в понедельник надо на работу выйти. А еще четыре-пять часов поспать», – пояснил он.