Во вторник Минюст возбудил производство по делу об административном правонарушении в отношении ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «Голос» и ее исполнительного директора Лилии Шибановой. Обнаруженные правонарушения предусмотрены ч. 1 ст. 19.34 Кодекса об административных правонарушениях.
Ряд финансируемых из-за рубежа НКО устроили «итальянскую забастовку», договорившись не регистрироваться иностранными агентами
Как сообщает ведомство, ассоциация «получает иностранное финансирование и осуществляет на территории РФ политическую деятельность, то есть выполняет функции иностранного агента», однако не регистрируется в этом статусе.
Минюст опирается на данные Росфинмониторинга, доказывая, что ассоциация получает финансы из-за рубежа. «Проводимые ассоциацией публичные акции и мероприятия по продвижению проекта Избирательного кодекса РФ имеют целью оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и формирование общественного мнения», – уточнило министерство.
Минюст предупредил, что протоколы об административном правонарушении будут направлены суду в среду. Напомним, что статьи КоАП, введенные в ноябре прошлого года, предусматривают для должностных лиц штраф в 100–300 тысяч рублей, для организаций – в 300–500 тысяч рублей.
Это первый случай административного дела в отношении НКО после принятия закона об «иностранных агентах». В конце марта в России начались массовые проверки НКО. Проверяющие приходили и в «Голос».
Глава «Голоса» Лилия Шибанова заявила РИА «Новости», что не знает, в чем обвиняет ее Минюст, и сама готова судиться. «Мы не получаем иностранное финансирование по ассоциации «Голос», – сказала Шибанова.
Автор поправок в законодательство об НКО, депутат-единоросс Михаил Старшинов заявил газете ВЗГЛЯД, что решение Минюста подтверждает факт нарушения закона.
«Закон не соблюдается по совершенно непонятной для меня причине. В чем сложность пойти зарегистрироваться и дальше работать без каких-либо проблем? Это вне рамок моего понимания. Надеюсь, что этот пример подвигнет другие НКО соблюдать действующее законодательство», – считает Старшинов.
Депутат также признался, что рассчитывает на порядочность остальных руководителей НКО. «Мне бы хотелось, чтобы больше таких исков не было. К сожалению, иногда жизнь показывает обратное», – отметил депутат.
В конце прошлой недели Старшинов анонсировал новую поправку к тому же закону, чтобы разрешить государству изымать деньги у НКО, не зарегистрировавшихся как иностранные агенты. Полученные таким образом средства депутат предлагает перенаправлять добросовестным НКО – «на наиболее приоритетные направления их деятельности».
Член Общественной палаты, исполнительный директор ассоциации НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Георгий Федоров назвал логичным решение Минюста. «У нас закон один для всех. Если такой закон существует, то любая организация должна ему подчиняться», – уверен Федоров.
При этом эксперт выразил сожаление, что в России намечается тенденция, когда «ряд финансируемых из-за рубежа НКО устроили «итальянскую забастовку», договорившись не регистрироваться «иностранными агентами».
«Одна из них – это ассоциация «Голос». С моей точки зрения, такой саботаж надо прекращать. Поэтому решение Минюста логично. Почему, например, исполнение нашего закона должно отличаться от того, как такие законы исполняются в США? Если бы в Америке они так попытались бы сделать, то их очень быстро бы прикрыли и наложили бы штраф, а то и начали бы уголовное преследование», – предположил Федоров.
Что касается слов Шибановой о том, что ассоциация не получает иностранных денег, то Федоров уверен, что «Голос» всегда финансировался из-за рубежа».
«Голос» никогда не финансировался из внутренних источников. Он финансируется через определенные аффилированные структуры», – считает Федоров, напомнив про заявление Госдепа о поисках «более тонких форм финансирования» российских НКО после недавнего ужесточения законодательства.
Добавим, что в конце прошлой недели президент Владимир Путин в беседе с немецкими тележурналистами сообщил о том, более 650 НКО в России действуют за счет поступлений из-за границы, и за четыре месяца после принятия закона об иностранных агентах они получили свыше 28 млрд рублей, то есть около миллиарда долларов.