Как сообщила в своем Facebook* в пятницу глава российского филиала международной организации Transparency International, член СПЧ при президенте Елена Панфилова, Минюст пришел к выводу, что Transparency занимается политической деятельностью. Об этом говорится в поступившем в офис организации предупреждении.
Министерство возглавляет ставленник Медведева Коновалов, человек довольно либеральных взглядов, он неоднократно подчеркивал, что репрессий не будет
«Уставные задачи центра и его фактическая деятельность свидетельствуют об участии фонда в формировании общественного мнения о проводимой государственной политике в правоохранительной и других сферах на территории РФ и воздействии на принятие органами государственной власти РФ решений, в том числе нормативно-правовых актов», – говорится в заключении Минюста.
В тексте упоминается, что автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International-R» аккредитована в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность.
Сама Панфилова пригрозила оспорить предупреждение в суде. «Ну, у нас теперь тоже есть предупреждение. Как видно из текста, в нем вполне есть что оспорить. Вот и будем оспаривать», – написала она.
РИА «Новости» Панфилова пояснила, что пока организацию не признали «иностранным агентом». «Это называется предостережение о том, что в нашей деятельности, в нашем уставе обнаружены признаки деятельности, оказывающей влияние на общественное мнение, на деятельность правоохранительных и государственных органов власти. В случае если на эту деятельность мы будем получать в будущем иностранные деньги, мы должны будем зарегистрироваться иностранными агентами», – пояснила Панфилова.
По ее словам, пока установлен факт, «что мы занимаемся политической деятельностью, но не факт, что мы иностранные агенты».
Напомним, что в московском офисе Transparency International сотрудники прокуратуры и Минюста уже проводили проверки 28 марта и 24 апреля. Первый раз проверяющие забрали «копии сотен документов, целых две коробки», как сообщили в офисе.
Член президентского Совета по правам человека Игорь Борисов уверен, что Минюст действует в соответствии с законом. По его словам, проверки не означают скорого закрытия организации, их суть – «отнесение ее к определенному статусу, как специальных субъектов, занимающихся политической деятельностью на территории России».
Борисов согласен, что Transparency может оспорить это предостережение в суде. «Тем не менее нельзя сужать сферу политики только участием в выборах либо в референдумах. Политика на сегодня – более широкое понятие. Она не должна финансироваться из-за рубежа», – потребовал Борисов.
С этой точки зрения Борисов не видит в решении Минюста «ничего страшного». «Это только требование к регистрации данной организации. Тем более она не скрывает, что работает на иностранные гранты и является, по своей сути, иностранной организацией. Но главное правило всех суверенных государств – исполнение требований национального законодательства. Все организации, работающие на территории России, должны подчиняться требованиям закона», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин тоже не оспаривает правомерность вынесения предупреждения. «Министерство возглавляет ставленник Медведева Коновалов, человек довольно либеральных взглядов, он неоднократно подчеркивал, что репрессий не будет», – сказал Мухин газете ВЗГЛЯД.
Эксперт считает, что таким образом министерство пытается «отыграться» за свою пассивную позицию, занятую ранее. «Минюст не предпринимал никаких активных действий по поводу НКО ранее. В самом начале подчеркивал, что зверств не будет, поэтому НКО расслабились, – напомнил Мухин. – Сейчас стоит обратная задача – сделать так, чтобы НКО собрались и приняли решение о необходимости регистрации в качестве иностранного агента».
Политолог уверен, что Минюст не собирается устраивать зачистку среди НКО: «Хотя организация Transparency International доставила много неудобств власти, но, я уверен, не стоит задача делать из всех НКО врагов», – заключил он.
Напомним, в ноябре вступил в силу закон, который обязывает финансируемые из-за рубежа политические НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов. Проверки НКО начались в конце марта. Минюст тогда сообщил, что они проводятся, чтобы выяснить, соответствует ли деятельность НКО уставным целям и законодательству. Проверки в числе прочих прошли в столичных офисах движения «За права человека», центра «Мемориал**», фонда «Общественный вердикт», Московской Хельсинкской группы. Аналогичные проверки проходят и в провинции.
Борисов не исключает, что закон потребует «определенных корректировок». «Но говорить об этом можно после того, как будут результаты сложившейся практики работы правоохранительных органов, а не критиковать огульно, что у нас все неправильно. Нужно предлагать более четкие формулировки в действующее законодательство», – считает Борисов, не исключив, что соответствующее заседание будет проведено в рамках СПЧ и по его итогам «будут даны определенные рекомендации».
Добавим, накануне мировой суд в Москве взыскал 100 тыс. рублей с исполнительного директора ассоциации «Голос» Лилии Шибановой за отказ регистрироваться в качестве иностранного агента. С самой ассоциации суд взыскал 300 тыс. рублей. Шибанова пообещала оспорить решение суда, но при этом не исключила, что «Голос» может быть вообще ликвидирован.
«Голос», как сообщала 9 апреля газета ВЗГЛЯД, стал первой общественной организацией, от которой потребовали зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
«Пока я думаю, что у нас очень сложный путь, скорее всего, ликвидация организации. У нас будет решение совета. Но другого варианта я не вижу. Но мы сначала получим решение суда, поговорим с адвокатами, юристами», – сказала Шибанова. В пятницу в «Голосе» пригрозили дойти до Конституционного суда и Европейского суда по правам человека, чтобы отменить закон об НКО.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента