Одним из главных политических событий осени эксперты называют досрочные выборы губернатора Московской области: новый глава региону потребовался после того, как Сергей Шойгу, занимавший этот пост, был назначен министром обороны.
Ближнее и среднее Подмосковье – это экономически уже Москва
Подмосковье даже за полгода до выборов то и дело попадает в поле зрения федеральных СМИ и блогеров.
Так, например, только за февраль громкими скандалами отметились Ногинский район, где и. о. губернатора Андрею Воробьеву пришлось укрощать местных чиновников, пожелавших за счет бюджета приобрести четыре автомобиля Lexus LX 570 на сумму почти 20 млн рублей, и Балашиха, где опять же лично Воробьеву после многочисленных жалоб горожан пришлось вводить мораторий на строительство высотного жилья.
В активный период кампании любая подобная история может прогреметь гораздо громче, чем в обычное время.
Кандидаты
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты сошлись во мнении, что пока (и в перспективе) у Андрея Воробьева равных по силе и влиянию соперников нет.
И экс-депутат Госдумы Ирина Горькова, выдвинутая от ЛДПР, и Геннадий Гудков*, решение о выдвижении которого «Справедливая Россия» будет принимать в марте, вряд ли смогут составить Воробьеву конкуренцию. «Гражданская платформа» Михаила Прохорова с кандидатом медлит, но, как признают аналитики, единственная сильная региональная фигура Прохорова – это екатеринбуржец Евгений Ройзман*, никогда не планировавший быть главой далекого от Свердловской области региона.
Сам Прохоров, по мнению одного из технологов, работавших в его команде в ходе президентских выборов, если и готов побороться на выборах, то только за столицу.
«Несистемная оппозиция никого не выдвинет, она импотентна. При этом понятно, что если против Воробьева решат сыграть какие-то серьезные группы влияния (не оппозиционные, а изнутри власти), то кандидат, медийно раскрученный и обладающий финансовой поддержкой, тут же появится», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин.
«Шансы оппозиции на выдвижение единого кандидата невелики. Свое дело сыграл и «кризис жанра» – на протестной волне далеко не уедешь, а предложить содержательную повестку оппозиция пока не способна. Нет и сплоченной команды, которая бы могла выйти на выборы. Хотя без неожиданностей предвыборная гонка не обойдется. И определенное затишье говорит, что такой «сюрприз», скорее всего, готовится оппозицией, лидеры которой сделают ставку на создание информационного шума, а не на достижение результата», – полагает исполнительный директор Фонда стратегических коммуникаций Антон Юртаев.
Возможность появления неожиданных кандидатов предполагает и член Общественной палаты Максим Григорьев, который считает, что в кампании могут принять участие представители местного бизнеса: «Победа им не нужна, но вот поторговаться с властью за экономические интересы, получив какие-то проценты, они вполне смогут».
Существует и иная точка зрения. Как рассказал газете ВЗГЛЯД директор Центра либерально-консервативной политики им. П. Столыпина и П. Струве Александр Казаков, единым кандидатом от оппозиции может стать Геннадий Гудков.
«С его выдвижением «убиваются» два зайца: «ЕР» как партия, которая лишила Гудкова мандата, и «Справедливая Россия» как партия, которая его «сдала». У Гудкова есть и собственные плюсы. Он был государственником и выглядит человеком, который способен работать губернатором, а не только фигурировать. Не будем забывать, что у коммерческой структуры Гудкова в Московском регионе много людей, которые могут выступить операторами предвыборного процесса», – пояснил Казаков.
Транспорт и криминал
Огромное влияние экономики на подмосковную политику отмечают все эксперты. Регион развивается, часть активного населения, прописанная в Московской области, работает в столице, и это не может не сказываться на взаимоотношениях региональной власти с крупными городами и сильными районами.
В Подмосковье нет областного центра, но это – лишь одна из особенностей сложного региона.
Павел Салин отмечает, что население региона крайне неоднородно, «дело не только в приезжих из Средней Азии, но и во внутренней миграции: не всем удается закрепиться в Москве, но в Подмосковье едут люди со всей России».
Еще одна трудность выборов в Подмосковье, по мнению экспертов, состоит в сложной криминальной обстановке. «Есть не только криминал, но и влияющие на местные власти околокриминальные, почти легализовавшиеся круги. Декриминализация региона – большая и очень сложная задача», – пояснил Максим Григорьев.
Среди ключевых факторов, которые могут сыграть как на руку власти, так и против нее, аналитики отмечают, прежде всего, транспортно-логистическую проблему.
«Ближнее и среднее Подмосковье – это экономически уже Москва, – отметил Салин. – Расстояние и возможность добраться играют значительную роль. По мере удаления от центра можно наблюдать резкий контраст, и дальнее Подмосковье в зависимости от транспортной инфраструктуры может начинаться как от 50 км от МКАД, так и от 20 км, так что большая задача – анализ того, где заканчивается прямое столичное влияние».
«В качестве примеров трудных для власти муниципий можно привести отдаленные Дубну, Воскресенск и Коломну, – объясняет Андрей Тихонов. – Жители этих городов испытывают колоссальные транспортные трудности, добраться до Москвы им тяжелее других, а вопросы со скоростными электричками не решаются».
Лучшие и худшие
Глава Воскресенского района Александр Калинников (фото: vmr-mo.ru) |
Модельно трудным в выборном смысле является Воскресенск. Кроме сложной транспортной ситуации, в городе достаточно плохая экология (из-за химкомбината «Воскресенские минеральные удобрения») и слишком велика зависимость бюджета от одного предприятия (речь все о том же химкомбинате).
Теперь уже бывший глава Воскресенска Юрий Слепцов в марте прошлого года отделался миллионным штрафом и запретом занимать должности в госуправлении после громкой истории о взятках в местном коммунальном хозяйстве. Горожане, если судить по записям на местных интернет-форумах, подобному решению суда не слишком обрадовались.
В общем, главе района Александру Калинникову не позавидуешь, а жителям Воскресенска не позавидуешь и подавно – в городе словно бы специально вместе собраны все беды Московской области: коррупция, экология, транспорт, ЖКХ, странная городская планировка (пустыри, склады, завод и панельные коробки глаз не радуют).
В свою очередь модельно благополучными можно считать Котельники. Нынешний глава муниципального образования Алексей Седзеневский впервые был избран в 2000 году и за три срока успел доказать, что с Котельниками у подмосковных властей проблем не будет (все последние выборы разных уровней давали власти от 60 до 80% поддержки, что для Подмосковья – удивительно много), да и само местное руководство поводов для возмущения «снизу» не дает. Прибавляет оптимизма и строящаяся в сотрудничестве с Москвой линия метро «Выхино» – «Котельники».
Глава городского округа Котельники Московской области Алексей Седзеневский (фото: kotelniki.ru) |
Вполне электорально благополучным можно считать и, скажем, Сергиев Посад из дальнего Подмосковья, а из ближнего к спокойным территориям политтехнолог Андрей Тихонов отнес Реутов, Долгопрудный, Железнодорожный и Балашиху.
Но и здесь расслабляться не стоит. По словам эксперта, в этих городах удобно вести кампанию, они достаточно компактны и не требуют особых усилий от агитаторов: «Правда, чем ближе к Москве, тем ниже будет явка избирателей. На муниципальных выборах это дает неоспоримое преимущество провластным кандидатам, а вот на выборах губернатора голоса лояльных районов могут раствориться в голосах недовольных, традиционно более мобилизованных».
Максим Григорьев полагает, что до осени Подмосковье может ждать смена еще нескольких глав районов: «От решений и. о. губернатора области будет зависеть, что тот или иной район будет представлять во время выборов».
ЖКХ и ТБО
Две очень болезненные для Московской области темы: состояние коммунальных сетей (и счета, выставляемые гражданам за пользование ими), а также размещение на областных полигонах мусора – могут сыграть на выборах в пользу оппозиции.
«Основная проблемная точка подмосковных выборов – проблемы ЖКХ. Жители области крайне недовольны положением в этой сфере, что неудивительно – коммунальные тарифы чуть ли не вдвое выше московских при несопоставимом качестве услуг», – уверен Андрей Тихонов.
«Успех зависит от того, сможет ли кандидат дать понятный ответ, как решать первоочередные задачи: строительство дорог, больниц, модернизация ЖКХ», – согласен с ним Антон Юртаев.
Вынесенная на федеральный уровень проблема ЖХК может быть сглажена решениями федерального руководства, а вот подмосковная экология – тема уже не федерального, а местного значения, и здесь власть может ожидать множество неприятных сюрпризов.
Александр Казаков, комментируя газете ВЗГЛЯД сюжет с подмосковными полигонами ТБО, отметил, что, с одной стороны, экологическая тема (особенно после выборов в Химках) переоценена, а с другой – оценена недостаточно.
«Для того чтобы сконцентрировать мощный протестный электорат вокруг экологической темы, – рассказал Казаков, – нужны несколько условий: наличие реальной проблемы, которая непосредственно влияет на жизнь живущих рядом людей (в идеале – проблема должна быть прямо за окном), отсутствие реальных дел со стороны власти для того, чтобы проблему решить; наличие операторов протестного процесса; наличие заказчика, который обеспечит протестную повестку ресурсами. Почему Химкинский лес не сработал с точки зрения предвыборных технологий? Потому что там не было реальной проблемы, которая непосредственно затрагивала бы жизнь химчан».
При этом сегодня, по мнению эксперта, подобная проблема существует и касается вовсе не абстрактной охраны окружающей среды, а вполне конкретных свалок за окном.
«Есть районы, которые давно «разогреты» массмедиа на предмет того, что проблемы мусора у них не решены. Это и Домодедово, и Раменское, и Талдомский район, и Химкинский, и Долгоруковский, и Мытищинский. А есть районы, где муниципальные власти, вопреки чётко выраженной позиции жителей, продавливают строительство новых мусорных полигонов: тот же Раменский район или Талдомский», – пояснил свою мысль Казаков.
В качестве примера особенного сложной ситуации он привел Раменский район, где «против строительства новой свалки уже собрано более 6000 подписей (это очень много даже для Московской области), на их основе можно создать протестные команды, которые могут начать работу по всей Московской области».
Технология раскрутки этой темы, по словам Казакова, проста: «Оппоненты власти будут объяснять жителям, что их проблемы станут решаться при помощи повышения тарифов. А жителям частного сектора – это очень существенный процент избирателей в Московской области – будут разъяснять, что Воробьёв заставит их платить за вывоз и утилизацию мусора».
На фоне того, что Москва вывозит мусор именно в область, картина складывается не очень радостная. Решить эту проблему возможно, считает эксперт, если власть «предложит свою – положительную – повестку по мусорному вопросу и вовлечёт в обсуждение и проведение в жизнь этой повестки те инициативные группы, которые уже не первый год борются против строительства на их земле новых свалок, за закрытие тех полигонов, которые находятся на грани экологической катастрофы, а также против нелегальных свалок».
* Признан(а) в РФ иностранным агентом