Бывший глава министерства госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания, долгое время находившийся в изгнании в России, дал в понедельник в Тбилиси свою первую по возвращении пресс-конференцию. Он подтвердил намерение создать партию пророссийского направления. «Раз в Грузии есть прозападные, проамериканские партии и политические силы, то почему не должно быть пророссийских – пусть между ними будет политическая конкуренция», – заявил он.
Думаю, в обмен на территории мы должны предложить России содействие в установлении полного влияния на Кавказе
Еще в январе, когда Хабурдзания анонсировал возвращение в грузинскую политику, он пообещал проводить «интересы Грузии, которые совпадают с интересами России», «в первую очередь мир и стабильность на Кавказе». При этом он все же рассчитывает и на возвращение в состав Грузии Абхазии и Южной Осетии. «Думаю, в обмен на территории мы должны предложить России содействие в установлении полного влияния на Кавказе», – говорил он.
В понедельник политик уточнил, что «пророссийская» не означает, что партия будет стремиться проводить политику в интересах России. «Необходимо осуществлять задачи, в которых интересы двух стран совпадают», – уточнил Хабурдзания.
По его словам, «в Грузии есть ряд партий и политических сил, которые реально являются пророссийскими, но по разным причинам не говорят об этом вслух». «Мы же хотим, чтобы с созданием партии пророссийского направления никто не стеснялся этого слова и чтобы между партиями проамериканского и пророссийского направления была реальная конкуренция», – пояснил экс-министр.
Он уверен, что у его будущей партии будет поддержка 15–20% электората. «В Грузии существуют партии с западной ориентацией, чисто национальные группы и группы, у которых есть отношения с Россией, их называют пророссийскими силами. Считаю, что в Грузии должна быть сформирована политическая система с тремя наконечниками. Конкуренция между этими векторами создаст прогрессивную среду. По моему мнению, у пророссийской силы в Грузии будет поддержка 15–20% электората», – предрек Хабурдзания, отметив, что человеку, «который не знает Россию», будет трудно существовать в политической системе Грузии.
Также он рассчитывает войти в альянс с известными грузинскими политиками, которые настроены на развитие отношений с северным соседом. Среди них он упомянул лидера партии «Свободная Грузия» Каху Кукаву, экс-премьера Зураба Ногаидели и российского бизнесмена российского происхождения Миндию Гулуа (он тоже выразил желание вернуться на родину). Что касается экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе, то у Хабурдзании есть желание начать с ней консультации, но он оговорился, что та не считает себя пророссийским политиком.
Кроме этого, он считает, что, так как сроки вступления Грузии в НАТО неизвестны, страна должна подумать о включении в другие военно-политические блоки. В этом контексте он упомянул ОДКБ.
«Я считаю СНГ умирающим политическим объединением, поэтому не рассматриваю перспективу членства в нем. Если будут созданы другие объединения, Грузия может подумать о членстве в них. Что касается ОДКБ, можно думать и об этом. Я не вижу конкретной даты, когда может Грузия вступить в НАТО, поэтому будет хорошо, если мы подумаем о включении в другие военно-политические организации», – отметил Хабурдзания.
Сторонники президента Михаила Саакашвили считают оценку в 20% электората завышенной. Как отмечает депутат парламента от «Единого национального движения» Михаил Мачавариани, судя по последним соцопросам, у населения есть надежды на добрососедские отношения с Россией, но «большинство жителей Грузии по-прежнему в вопросах безопасности и развития государства надеются на Евросоюз и НАТО, а не на Россию».
«Я думаю, что 20%, на которые надеется Хабурдзания, слишком преувеличены. Сейчас все эти проценты у «Грузинской мечты», потому что очень многие, кто поддерживал пророссийские настроения, сейчас поддерживают «Грузинскую мечту», – сказал Мачавариани газете ВЗГЛЯД.
По словам политика, он не берется предугадать, насколько сильной будет новая партия, чтобы ее лидер смог «привязать к себе этот электорат». «Он не очень опытен в политике. Мы не знаем, какими людскими и финансовыми ресурсами он обладает. Я знаю, что у него хорошие отношения с российскими депутатами, со структурами госбезопасности – ФСБ. А планы, о которых он говорил, касались предстоящих в мае 2014 года региональных выборов», – сказал политик.
Напомним, Хабурдзания занимал пост министра госбезопасности во времена правления Эдуарда Шеварднадзе. Спустя месяц после прихода к власти Михаила Саакашвили – в феврале 2004 года – был переведен на должность заместителя генерального прокурора, а затем уехал в Россию, где занялся бизнесом. После прихода к власти Бидзины Иванишвили, которого многие считают пророссийски настроенным, Хабурдзания решил вернуться.
Заявления Хабурдзании прозвучали на фоне декларации, единогласно принятой в конце прошлой недели грузинским парламентом, в которой подтверждается курс на сближение с НАТО и ЕС. Вокруг резолюции «Об основных направлениях внешней политики» сторонники Саакашвили и Иванишвили достигли компромисса.
Главными задачами внешней политики объявлены «создание гарантий ее безопасности; защита независимости, суверенитета; деоккупация территорий и восстановление территориальной целостности в международно-признанных границах». А вступление в НАТО и ЕС остается «основным приоритетом».
Что касается отношений с Москвой, то Тбилиси продолжит с ней вести диалог по урегулированию конфликта 2008 года в рамках «международных механизмов в Женеве и в двустороннем формате». При этом документ запрещает устанавливать дипотношения со странами, которые признают независимость Абхазии и Южной Осетии.