Президент Владимир Путин провел во вторник заседание своего Совета по межнациональным отношениям, в ходе которого обсуждались планы реализации стратегии государственной национальной политики до 2025 года. Заседание состоялось в помещении Еврейского музея и Центра толерантности в Москве. Оно стало первым широким обсуждением мер по реализации стратегии, утвержденной в декабре.
Ни российская империя, ни Советский Союз, ни Российская Федерация не потеряли ни одного народа, который оказался в ее орбите
Анекдоты от «интерактивного студента»
Путин перед заседанием ознакомился с экспозицией Еврейского музея и Центра толерантности.
Музей является уникальной и единственной экспозицией в РФ, посвященной еврейской истории в России с конца XVIII века. При этом экспозиция оснащена самыми современными технологиями для того, чтобы заинтересовать не только старшие поколения, но и молодежь. Сперва посещающие экспозицию попадают в 4D-кинотеатр: там экскурсанты знакомятся с основами истории еврейского народа при помощи самых современных новаций в кинопоказе – при просмотре фильма можно видеть не только 3D-картинку, но и ощущать брызги волн, вибрацию от падения камней или, например, волнение океана с помощью специальных подвижных кресел.
Путину продемонстрировали интерактивную карту: с ее помощью желающие могут ознакомиться с историей расселения евреев по миру, узнать о том, как, например, сто лет назад жили евреи в Китае, Индии или на Кавказе.
В ходе экскурсии Путин неожиданно предложил разместить в Еврейском музее книги и документы из коллекции любавичского раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона. Как отмечает ИТАР-ТАСС, экспозиции погружают посетителей в особенности быта евреев в небольших городах, например, начала века: главе государства показали реконструкцию мини-синагоги – центра религиозной и культурной жизни евреев.
Соседняя экспозиция помогает экскурсантам понять, как проходило обучение детей в хедерах (школах). Интерактивная тора, установленная внутри «школы», позволяет прослушивать отдельные части священного текста. При этом одновременно на ее страницах можно увидеть мини-мультфильм, который иллюстрирует смысл написанного.
Глава государства посетил панорамную экспозицию, посвященную периоду Великой Отечественной войны и начала Холокоста, а затем прошел в зал памяти, где зажег свечу в память о погибших.
Один из залов музея посвящен уже сравнительно современному этапу жизни евреев в России: президенту показали реконструкцию типичной советской кухни – в ее глубине за столом также интерактивный «студент» рассказывает анекдоты.
Напомним, Путин посещал аналогичный центр в прошлом году в ходе визита в Израиль. «Примерно такой же центр есть в Израиле, правда, поскромнее», – напомнил президент. По его мнению, в Москве «удалось создать выдающееся учреждение, которое будет привлекать граждан разных национальностей».
Экспозиция «никого не оставит равнодушным», сказал Путин, открывая позднее заседание совета.
Выступая перед членами совета, Путин выразил уверенность в том, что утвержденная в декабре Стратегия государственной национальной политики не останется «декларацией о намерениях».
«Наша базовая задача заключается в том, чтобы укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди, независимо от своей этнической, религиозной принадлежности, осознавали себя гражданами единой страны. В этом – залог устойчивого успешного развития нашей страны», – заявил глава государства.
«А это, между прочим, разрушает страну»
Путин призвал сформировать перечень исторических дат, связанных с единением народов России, как минимум на период по 2025 год. По его словам, перечень этих дат должен широко освещаться в прессе, научной литературе, в образовательной и культурной сфере.
«Граждане должны знать подлинную историю единения наших народов, собирания российских земель в одно многонациональное мощное государство, а не разного рода околонаучные ангажированные спекуляции на эту тему», – сказал президент.
«Фундаментальной основой единства страны, безусловно, является русский язык, именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его, причем на высоком уровне, должен каждый гражданин России», – заявил глава государства.
«Внимание к русскому языку – это, казалось бы, естественная вещь, но создается впечатление, что мы недооцениваем значение этого явления для страны, для государства. Считается, что это такая же данность, как воздух, и она сама по себе будет развиваться. Но если мы заглянем в некоторые населенные пункты, где-нибудь на окраине РФ, не уверен, что мы там обнаружим такое же знание русского языка, как в некоторых городах-миллионниках. А это, между прочим, разрушает страну – такая ситуация – и людям создает проблемы», – сказал Путин.
Он напомнил, что в России ежегодно 6 июня в день рождения Александра Пушкина отмечается День русского языка. «Но это событие проходит далеко не на должном уровне, многие даже не знают, что такой праздник существует в календаре», – сожалеет президент.#{smallinfographicleft=427336}
Глава государства поручил правительству «представить глубоко продуманные предложения» по проведению Дня русского языка в 2013 году и на перспективу. Он призвал членов совета подключиться к данной работе.
«Для того чтобы люди могли глубоко изучать русский язык, нужно создавать и постоянно улучшать необходимые для этого условия», – отметил глава государства. В качестве примера он привел специальную федеральную целевую программу, по которой на создание условий для изучения русского языка до 2015 года предусмотрено 2,5 млрд рублей.
«Но было бы неверно опираться лишь на одну эту программу, необходимо расширять поддержку русского языка как родного, предметно заниматься его популяризацией на федеральном уровне и во всех без исключения регионах страны», – подчеркнул глава государства.
Проекты некоммерческих организаций, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, должны получить отдельное финансирование, считает Путин. «Кроме того, нам важно подключить к гуманитарным проектам бизнес и меценатов», – сказал Путин.
Глава государства отметил, что значимым ресурсом поддержки общественных инициатив призвана стать федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанная на 2014–2018 годы, которую сейчас готовит правительство.
Как сообщала в начале февраля газета «Коммерсантъ», по проектам, которые готовятся в Минрегионе, на программу планируется потратить от 12 млрд до 123,8 млрд рублей.
«Не иметь внутренних противоречий»
Путин считает необходимым разработать единые учебники истории России для средней школы. Как заявил глава государства, такие учебники должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого».
«Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур», – указал Путин. Он также подчеркнул, что «учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований». «Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам», – уточнил президент.
По его мнению, к созданию общероссийского учебника истории могут быть привлечены не только специалисты Министерства образования и науки и Российской Академии наук, но и «двух старейших российских общественных объединений – Исторического и Военно-исторического обществ».
Глава государства считает, что школа играет важную роль в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей. «Это системная, комплексная и творческая работа, и она должна отвечать и интересам, запросам детей, и современным общественным реалиям», – отметил Путин.
Как писала осенью газета ВЗГЛЯД, с инициативой сократить число учебников по истории и создать единый образец выступала «Единая Россия». О необходимости иметь единый учебник по истории страны в свое время говорили и нынешний министр культуры Владимир Мединский, и премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава правительства отметил, что из-за различной трактовки одних и тех же исторических событий «в голове у школьников возникла каша».
«Не потеряли ни одного народа»
Выступивший следом министр образования и науки Дмитрий Ливанов поддержал предложение о разработке единого учебника истории.
Глава ведомства сообщил, что сейчас «в федеральном перечне – более тысячи учебников по всем предметам, из них десятки – учебники истории». Ливанов подчеркнул, что все пособия из федерального перечня проходят экспертизу в Российской академии наук и в Академии образования.
«Ни в одной школе, ни одному ученику в руки не может попасть учебник, который такую двойную экспертизу не прошел», – заверил министр. Он считает, что «нам не нужно такого огромного количества учебников, хотя у учителя выбор должен быть».
Ливанов также полагает, что на повестке дня стоит вопрос повышения качества учебников. По его словам, единый учебник истории должен выполнять три функции: «обучающая функция – дать достоверные, научно проверенные знания, оснастить учеников фактами об исторических событиях; развивающая функция – научить размышлять, искать закономерности, связи; воспитательная функция – создать единый исторический, культурный, моральный багаж для ученика», перечислил он.
Член совета, бывший глава Миннаца, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин также поддержал идею гармонизировать содержание учебников истории. Он рассказал, что на заседании прозвучало предложение создать согласительные группы, куда бы вошли представители экспертного сообщества федерального центра и регионов.
«Речь идет об объективном освещении того, что происходило, но с точки зрения формирования единого государства, потому что мегатренд за все это время был ясный – Россия развивалась как империя. Там была масса положительных моментов, были и трудности. Но главное отличие состояло в том, что ни Российская империя, ни Советский Союз, ни Российская Федерация не потеряли ни одного народа, который оказался в ее орбите», – сказал Зорин в интервью газете ВЗГЛЯД.
Он считает, что если, к примеру, поход Ермака в Сибирь был завоевательным, то «нет никаких оснований писать о том, что он кого-то от чего-то освобождал». «Есть возможность написать единый учебник истории, который правильно бы расставлял все акценты над нашим общим историческим прошлым», – уверен эксперт.