Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
19 декабря 2012, 11:23 • Политика

Другая история

Количество учебников истории в России могут резко сократить

Другая история
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Ермакова

В «Единой России» выступили с предложением обдумать возможность сокращения числа школьных учебников истории, превратив предмет в «уроки правды». Инициаторы идеи полагают, что это приведет к повышению качества образования, однако сами историки относятся к инициативе скептически.

В «Единой России» предложили сократить число учебников истории в российских школах. Речь об этом шла в преддверии расширенного заседания высшего и генерального советов партии, которое состоится в среду.

Количество в качество

Многие наши сограждане, прославившие Родину своими подвигами, когда-то учились по одному-единственному безальтернативному учебнику истории

«Вот президент нам нарисовал ряд вещей, я думаю, мы должны с вами тоже подумать, как в это дело включиться. Ну, во-первых, мы считаем, что уроки истории – это должны быть уроки правды, поэтому не может быть ситуации, когда у нас 40 учебников», – заявил представитель патриотической платформы партии и проекта «Историческая память» Сергей Попов, слова которого приводит РИА «Новости».

«Я думаю, и в рамках нашей платформы, и в рамках проекта надо обязательно поработать над этой ситуацией, чтобы мы сузили максимально это поле и чтобы учебники истории были максимально правдивы и отвечали и запросам, и тем требованиям, которые мы предъявляем», – добавил Попов.

Также он высказал мнение, что партия могла бы включиться и в вопрос установки памятника героям Первой мировой войны, в частности, провести конкурс на лучший памятник и вместе со столичными властями подумать над местом для его установки.

Ранее члены «Единой России» неоднократно выступали с инициативами реформирования преподавания исторических дисциплин в российских школах, в частности, в сфере написания учебников.

Глава центрального исполкома «Единой России» депутат Дмитрий Травкин пояснил газете ВЗГЛЯД, что предложенную инициативу ошибочно рассматривать как коренное изменение преподавания истории в России. «На мой взгляд, работа над учебными пособиями – это не реформа, а просто повышение качества преподавания, улучшение методической базы преподавания предмета», – отметил он.

По мнению Травкина, вопрос в этой связи должен стоять о качестве учебников, а не об их количестве. «Многие наши сограждане, прославившие Родину своими подвигами, когда-то учились по одному-единственному безальтернативному учебнику истории. Так что дело не в количестве учебников, а в их качестве», – считает депутат.

Травкин пояснил, каким должен быть качественный учебник истории: «Он должен объективно отражать происходящие в России события и быть корректным с точки зрения фактического направления. Должен отражать все существенные стороны развития нашей страны, не допуская белых пятен или односторонних трактовок происходящего».

Парламентарий также отметил, что многие достойные историки «умудрялись сочетать детальное изложение исторических фактов с выбором на страницах истории таких событий, которые кроме знаний добавляют нашим учащимся и чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма, формируют человека как гражданина, любящего свою страну, патриота».

Однако депутат уклонился от ответа на вопрос, кто именно будет разрабатывать такой учебник или запрещать уже имеющиеся. «Наверняка существуют определенные порядки подготовки учебного пособия, его рецензирования, – предположил Травкин. – Думаю, такая работа – если она будет проходить – будет осуществляться в рамках существующей нормативной базы». Политик также выразил уверенность, что подобная деятельность будет проводиться с использованием потенциала научных деятелей и работников Министерства образования.

Раскол неизбежен

Директор института российской истории РАН Андрей Сахаров считает, что некоторое сокращение количества учебников при обязательном сохранении возможности выбора для школьника, учителя и родителей пошло бы образованию на пользу. Однако в существующих условиях, по его мнению, найти «золотую середину» трудно.

В интервью газете ВЗГЛЯД ученый пояснил, что создателям некоторых учебников можно предъявить претензии в избыточной коммерциализации. «С другой стороны, радикальное сокращение учебников не только нанесет ущерб преподаванию, но и нарушит права учителя и учеников на альтернативный взгляд на проблемы», – предостерегает Сахаров.

«Я боюсь, что дело сведется к тому, что, в конце концов, появится один краткий курс истории по типу прежних времен, – выразил опасения историк. – Мы все плохо знали историю, потому что она была идеологизирована именно в силу отсутствия выбора учебников».

Сахаров предположил, что новая инициатива вызовет в среде учителей раскол: «Учителя ортодоксального направления будут эту инициативу приветствовать, учителя же демократического направления будут противиться, поскольку это ущемит их научный и образовательный выбор».

«Был скандал» 

Не согласен с инициативой Попова и член комиссии историков Россия – Латвия, доктор исторических наук РАН Александр Шубин. По его мнению, наличие большого количества учебников – это достижение постсоветской истории, а не недостаток. Он пояснил газете ВЗГЛЯД, что в настоящий момент существует достаточно строгая система рецензирования учебных пособий, отсеивающая негодные учебники или авторов. Так, ранее существовал Федеральный экспертный совет – «тоже была хорошая форма», сейчас же этим занимаются институты Академии наук и Академии образования.

Как рассказал историк, сам в качестве автора и рецензента принимающий участие в этой деятельности, рецензирование проводится анонимно и является сугубо профессиональной полемикой. «Это полемика профессионалов, очень правильный и полезный процесс. Но вмешательство политиков в создание учебников приведет к тому, что мы очень быстро вернемся к тому времени, когда учебники были инструментом идеологической борьбы», – выразил опасения историк.

Александр Шубин напомнил, что создание учебных пособий по политическому заказу уже приводило к скандалу. «Но тогда, слава богу, власть не стала настаивать на том, чтобы этот учебник стал единственным. Ученик должен быть гражданином своей страны, патриотом, но хорошо знать недостатки и достоинства нашего исторического процесса», – считает он.

..............