В четверг Верховный суд Литвы полностью оправдал Дангуоле Раугаулене, которая год назад была оштрафована на тысячу евро по делу об оценках январских событий 1991 года. Сама она не смогла присутствовать на заседании из-за плохого самочувствия. Мотивировочная часть вердикта пока неизвестна. Примечательно, что это произошло в тот самый день, когда в литовской столице открылся саммит Восточного партнерства.
Если вы так принципиальны по делу 23-летней давности и если человек совершил «лжесвидетельство», так уж покарайте его!
Как писала газета ВЗГЛЯД, в июне прошлого года к штрафу в 3 тысячи евро был приговорен лидер Социалистического народного фронта Литвы, бывший вице-мэр Вильнюса Альгирдас Палецкис – за «отрицание советской агрессии». Его судили за публично сделанное заявление о том, что в ходе «январских событий» в Вильнюсе, «как сейчас выясняется, свои стреляли в своих». Это касалось свидетельства о том, что гибель мирных жителей во время вильнюсских событий января 1991 года была не делом рук Советской армии, а провокацией местных националистов.
На свой процесс Палецкис привел 12 свидетелей, рассказавших, что они были у телебашни и видели, как люди падали после выстрелов с крыш окрестных домов, а вовсе не со стороны занятой группой «Альфа» телебашни. Одной из свидетельниц и была Раугаулене. Она рассказала, что видела трассирующие пули, летевшие сверху, с крыши жилого дома № 37 по улице Судервес (ныне улица 13 января), и как от этих выстрелов падали стоявшие внизу люди. А некие молодые люди, по ее словам, намеренно подталкивали людей, среди которых была и Раугаулене, к тому месту, которое простреливалось.
В итоге ее за эти слова признали виновной в лжесвидетельстве. В ноябре прошлого года такой вердикт вынес первый Вильнюсский участковый суд.
Суд решил, что Раугаулене сознательно лгала. В своем вердикте суд опирался на итоги другого процесса 1999 года – по делу бывших руководителей Компартии Литвы, в приговоре которого утверждалось, что в ночь на 13 января 1991 года на крышах соседних с телецентром домов никого не было и что стреляли только советские военнослужащие. Поэтому, по мнению суда, любой, кто говорит, что видел, как стреляют с крыш, «дает ложные показания».
В УК Литвы предусмотрена ответственность «за публичное одобрение международных преступлений, совершенных СССР против Литовской Республики или же ее жителей, их отрицание или грубое уничижение». За это полагается тюремное заключение сроком до двух лет.
После оглашения приговора сама Дангуоле Раугаулене говорила газете ВЗГЛЯД: «Суд решил, что я будто бы хотела помочь Палецкису выкрутиться. Но я взрослый человек, мне уже 56 лет, и я рассказала в суде лишь то, что видела своими собственными глазами».
Вердикт суда МИД России назвал «охотой на ведьм» с «политической подоплекой» и «характерным для официального Вильнюса примером «сведения счетов с историей».
Кроме того, еще один процесс, связанный с этими событиями, состоялся в Австрии летом 2011 года. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, там был задержан полковник запаса КГБ, командир группы «Альфа» в начале 90-х Михаил Головатов. Именно он во главе группы штурмовал Вильнюсскую телебашню. Он был задержан по запросу Литвы. Впрочем, уже спустя несколько суток Головатов, вопреки протестам Вильнюса, был освобожден.
И вот теперь, судя по всему, справедливость восторжествовала.
Ветераны «Альфы», впрочем, считают и первый и последний вердикты суда над Раугаулене политически мотивированной инсценировкой.
«Видимо, у судьи был договор со следствием, а может быть, имел место человеческий фактор, ведь там все настолько пропитано лженационализмом, что судья Апелляционного суда пошел на принятие достаточно спорного решения», – заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент ассоциации ветеранов «Альфа» Алексей Филатов.
«Господа, представляющие «судебную систему», будьте до конца логичны! Если вы так принципиальны по делу 23-летней давности и если человек совершил «лжесвидетельство», так уж покарайте его по всей строгости этого закона!» – риторически призвал он. «В Вильнюсе сейчас огромные экономические проблемы, большая часть молодежи разъехалась по ЕС, потому что там просто нет работы. Все находится в плачевном состоянии. Власть не в состоянии предоставить какую-то адекватную альтернативу и, пытаясь отвлечь людей, пытается найти внешнего врага», – пояснил ветеран «Альфы».