Декларацию «Против дискредитации либерализма» подписали координатор созданной полгода назад Либеральной платформы «Единой России», член президиума генсовета партии, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, депутат Госдумы, вице-президент «Деловой России» Виктор Зубарев и член высшего совета партии, член Общественной палаты, директор Института общественного проектирования и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев.
Именно сектантское понимание либерализма в России оттолкнуло от него широкие общественные круги, значительную часть национального капитала и огромное большинство народа
Как признают авторы декларации, развитие России во многом определяется либеральными идеями.
«Они оказали решающее влияние на направление экономической политики после 1990 года, став основой для перехода к рыночной экономике. Влияние идеологии либерализма на политическую систему также весьма велико. Оно выразилось в появлении таких институтов, как свободные выборы и многопартийный парламент, а также в конституционном признании человека, его прав и свобод высшей ценностью», – констатируют авторы манифеста.
Однако сегодня, говорится в документе, позиции либерализма под угрозой: «Они в значительной мере подорваны изнутри самого либерального лагеря – эгоистической политикой неолибералов с одной стороны, радикализацией группы оппозиционных либералов – с другой».
Ставшие в России привычными либеральные взгляды, сетуют авторы документа, являются до странности узкой версией либерализма, в силу этой узости почти не подразумевающей собственно свободы, свободы взглядов в том числе.
Догматизм и низкопоклонство
Как сказано в манифесте, «согласно этой версии, либерал должен отрицать роль государства в экономике, выступать за нерегулируемые свободные рынки, сокращение социальных расходов, выражать недовольство повышением пенсий, ждать очередного кризиса, который «наконец-то похоронит режим».
Не без сарказма авторы отмечают, что в случае кризиса современный российский либерал должен желать, чтобы закрылось как можно больше предприятий (ради повышения эффективности), при этом не замечая, что в Евросоюзе и США власти активно поддерживают в кризис свои экономики за счет бюджета».
Кроме того, современные либералы, по словам авторов, отрицают что-либо позитивное в советском опыте и стремятся защищать любые маргиналии.
Один из самых важных постулатов современного либерала, отмечается в манифесте, – это вера в то, что все проблемы решают свободные выборы, что расширение демократии всегда ведет к росту эффективности государства.
#{help=618049}Как сетуют авторы манифеста, именно такая примитивизация повестки превратила либеральные взгляды в крайне непопулярные. «Но, возможно, именно это и надо, в этом случае уже ничто не мешает ряду «борцов» чувствовать себя сектой избранных», – иронизируют авторы документа.
«Именно сектантское понимание либерализма в России оттолкнуло от него широкие общественные круги, значительную часть национального капитала, который должен был бы стать естественной основой либерализма, и огромное большинство народа», – всерьез отмечают авторы. Они признают, что народ не связывает с нынешними либералами идеи своей свободы, «и в итоге свобода эта оказывается непрочной», уже не без горечи отмечают создатели Либеральной платформы.
Либералы-единороссы
Переходя от критической части манифеста к позитивной, Владимир Плигин, Виктор Зубарев и Валерий Фадеев призывают очистить идеи либерализма от искажений, донести их истинный смысл до граждан страны.
«В целом мы видим либерализм как равный для всех доступ к возможностям, а справедливость, в свою очередь, – как равный доступ к свободам», – пишут либералы-единороссы.
Они считают, что либеральные идеи можно реализовать только с сильным государством, способным защитить свободы от внешних и внутренних угроз. «Самой надежной опорой всех свобод является национальная буржуазия, которая в России пока только формируется как класс мелких и крупных собственников, менеджеров компаний и лиц свободных профессий», – утверждают авторы.
Прессу они призывают «помогать решению задачи объединения нации», а «национальное гражданское общество» – взять на себя задачу самоорганизации в решении проблем социальных институтов.
История либерализма в «ЕР»
Напомним, либерально-консервативный клуб политического действия «4 ноября» внутри «Единой России» был образован еще в 2005 году членами думской фракции «ЕР». В своей платформе они критиковали «усиливающееся наступление на либеральные ценности со стороны влиятельных политических сил», «административное давление на бизнес», «случаи административного давления на средства массовой информации». Обращение подписали Владимир Плигин, Павел Крашенинников, Андрей Макаров, другие депутаты, а также несколько сенаторов и губернаторов.
На первом заседании в сентябре 2005 года Плигин назвал целью клуба разработку и реализацию либерально-консервативной программы развития страны. В своей деятельности клуб решил опираться на идеи, сформулированные в послании президента Владимира Путина Федеральному собранию 2005 года.
В январе следующего года клуб представил в Екатеринбурге документ «Экономическая доктрина России: вернуть лидерство», разработанный Институтом общественного проектирования, возглавляемым Фадеевым. Согласно ей, к 2025 году Россия должна вернуть себе мировое лидерство.
Осенью 2008 года, после начала экономического кризиса, члены клуба выступили с предложениями по его преодолению, в том числе за счет снижения налогов, долгосрочных кредитов коммерческим банкам под низкий процент.
В декабре 2008 года клуб вступил в полемику с представителями социально-консервативного клуба «Единой России», предлагавших стимулировать экономику за счет повышения реальных доходов граждан. В ответ представители «4 ноября» предостерегли от «соблазна простых решений».
К декабрю 2009 года региональные отделения клуба «4 ноября» были сформированы в 28 городах России, еще в 14 городах имелись дискуссионные площадки.
В марте 2010 года глава общественного совета при президиуме генсовета «Единой России» Алексей Чеснаков заявлял о создании в партии нового либерально-политического клуба (ЛПК). В него, в том числе, вошла генеральный директор Института прикладной политики, доктор социологических наук, профессор Ольга Крыштановская (сейчас возглавляет «Лабораторию Крыштановской»). Появление ЛПК объясняли тем, что Дмитрий Медведев, которого «ЕР» выдвигала на пост президента, гораздо более либерален, чем самая либеральная часть партии. Участниками нового клуба стали не только политики, но и бизнесмены и деятели культуры.
Появление ЛПК связывали с развитием внутрипартийной дискуссии и разнообразием форм площадок, на которых партийцы могли бы участвовать. Прежде всего речь шла о разработке стратегии и тактики государственной, общественной и партийной модернизации.
Между тем в конце мая прошлого года на 13-м партийном съезде прежние партийные клубы были официально преобразованы в платформы. Наряду с социально-консервативной и государственно-патриотической платформами была создана и либеральная – во главе с Плигиным.
На минувшей неделе на совместном заседании представителей платформ между Плигиным и Андреем Исаевым (лидер социальной платформы) даже завязался принципиальный спор вокруг самого понятия «либерал». По утверждению газеты «Коммерсант», Исаев заявил, что слово «либерал» прежде всего применимо к «либеральной части оппозиции, которая сегодня пребывает в очень жесткой конфронтации и которая толкает к жесткой конфронтации значительную часть общества».
«Очень непростой для любой власти общественный слой – это воспаленный слой, с которым приходится чаще сталкиваться в качестве оппонентов, чем нам хотелось бы», – признал Исаев. В ответ Плигин отказался называть креативный класс «воспаленным явлением», уточнив, что «в воспаленном мозгу часто рождаются идеи, которые двигают прогресс». «Любое государство мира борется как раз за этот слой», – напомнил Плигин.
Не исключено, что именно этот спор и подтолкнул будущих авторов к созданию манифеста «Против дискредитации либерализма».