В пятницу МИД России потребовал от властей Нидерландов расследовать причины смерти фигуранта «болотного дела» Александра Долматова. Накануне стало известно, что Долматов покончил с собой в Роттердаме.
Ему стало казаться, что за ним следят... Мои знакомые специалисты по защите информации к подобным рассказам отнеслись крайне скептически
«Сразу же по получении этих сведений посольство России обратилось к властям страны пребывания с требованием незамедлительного и всестороннего расследования произошедшего», – сообщил МИД. На Смоленской площади пообещали, что вопрос «будет и впредь находиться под плотным контролем».
В пятницу появились подробности о смерти Долматова. По неофициальной информации, он повесился. Как рассказал РИА «Новости» адвокат Евгений Архипов, его клиент находился в центре по депортации около двух недель, оттуда он не мог даже выходить на улицу.
«Это тюрьма даже, а не центр, это говорит о том, что было принято политическое решение не давать Саше убежища», – отмечает адвокат, указав, что информация о заключении Долматова получена в Москве от его подруги, которой он успел направить СМС-сообщение. Архипов намерен направить жалобы по этому поводу в комиссию по правам человека Европарламента и генпрокурору Нидерландов.
«Это личное письмо»
Ранее в пятницу представитель посольства королевства Онно Элдеренбош заявил, что Долматов покончил с собой не из-за отказа Нидерландов в предоставлении ему убежища. «Было найдено письмо его матери. Это личное письмо, о содержании которого мы не можем сообщать детали. Но мы можем сказать, что из письма становится очевидно: причиной его самоубийства не являлся отказ в предоставлении ему убежища», – сказал Элдеренбош.
В свою очередь заведующий консульским отделом посольства России в Амстердаме Александр Бавыкин заявил ИТАР-ТАСС, что политической подоплеки в самоубийстве Долматова не просматривается «ни нами, ни голландскими компетентными органами». По словам Бавыкина, в российскую миссию о смерти Долматова сообщила голландская Служба репатриации, откуда были переданы копии его документов.
«У нас есть копия его паспорта. В настоящее время мы ищем связь с родственниками Долматова, чтобы сообщить им о случившемся и решить вопрос об отправке тела на родину», – сообщил Бавыкин.
Он подчеркнул, что мотивы поступка Долматова неизвестны, но, по предварительной информации, это вряд ли может быть связано с отказом голландской стороны в предоставлении статуса беженца или плохими условиями содержания в пересылочном центре. По словам Бавыкина, активист не обращался в посольство. «Сотрудники консульского отдела находятся на постоянной связи с полицией и Службой репатриации Нидерландов. Мы ждем новых подробностей», – сказал дипломат.
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов назвал произошедшее большой трагедией. «Это чудовищный случай, конечно», – заявил Федотов «Интерфаксу».
Радикальная оппозиция, а также голландские правозащитники обвиняют в гибели Долматова власти – уже не только российские, но и голландские. Как пишет газета «Известия», правозащитники пообещали обжаловать в Страсбургском суде решение властей посадить Долматова в депортационную тюрьму.
«По закону Долматов должен был дожидаться решения суда в специальном центре для беженцев, – сказал голландский правозащитник United for Intercultural Action Герт Атес. – Он же был переведен в депортационный центр, даже несмотря на то что ранее дважды пытался покончить с собой. Ответственность за самоубийство в стенах тюрьмы ложится теперь на нидерландские власти».
Добавим, что на сайтах радикальной оппозиции еще накануне появились призывы пикетировать посольства Нидерландов в Москве и Киеве. В пятницу в Москве у посольства прошел одиночный пикет, а активисты петербургского филиала «Другой России» провели серию одиночных пикетов у консульства Нидерландов в Петербурге.
«Чтобы пеленговать мое местоположение»
Как известно, в минувшем году у многих из подозреваемых и обвиняемых по «болотному делу» проходили обыски, многие из них приходили в СК на допросы. Так, накануне, как писала газета ВЗГЛЯД, по этому делу был допрошен известный фотограф Дмитрий (Митя) Алешковский. Однако больше никто из подельников не покончил из-за этого жизнь самоубийством.
Долматов, по неподтвержденным данным, в последние дни уже дважды пытался совершить суицид, «но его откачали». Высказывается версия о том, что его душевное здоровье уже давно было подорвано.
В блогах приводятся высказывания самого Долматова, объяснявшего причины своего бегства из России: «Я понял, что надо уезжать, когда осознал степень внимания ко мне правоохранительных органов. Мой телефон загружался автоматически, как только я вставлял батарейку, – такого не должно быть в нормальной ситуации, это значит, что его «перепрошили», чтобы пеленговать мое местоположение... Следили за моим компьютером, через мак-код они видели, когда я появляюсь в сети wi-fi. Когда я прятался в одном небольшом домике, помню, вышел на секунду вынести мусор, смотрю, стоит машина радиоэлектронной разведки, такая небольшая газель с антеннами».
Блогер jakor делится соображениями о том, что у Долматова развивалась мания преследования.
«Ему стало казаться, что за ним следят... Мои знакомые специалисты по защите информации к подобным рассказам отнеслись крайне скептически. После чего поставили диагноз: мания преследования. Он бежал, пытался рассказать голландцам, что в России его уничтожат, сгноят в тюрьме. Не убедил. Пытался вскрыть себе пару раз вены, на третий раз получилось», – пишет jakor.
Другой известный блогер, писатель и оппозиционер Эдуард Лимонов задается риторическим вопросом, не надо ли теперь составлять «список Долматова».
«Предполагаю, что нидерландским чиновникам было известно, что Долматов – нацбол, одним этим уже он был нежелательным иностранцем», – подытожил Лимонов. Он предположил также, что на Долматова «могло оказываться и давление со стороны спецслужб Нидерландов». «Эти два обстоятельства сделали его пребывание в Нидерландах несладким, а предоставление ему политического убежища – проблематичным», – пишет лидер нацболов.
«Магнитский погиб в российской тюрьме, Долматов погиб в нидерландской, параллель напрашивается сама собой. И что теперь, список Долматова составлять?» – спрашивает блогер и подытоживает: «Либералы не поддержат идею, будут говорить, что это был трагический несчастный случай, я думаю так».