Россия обсуждает с Азербайджаном компромиссный вариант продления договора аренды РЛС в Габале.
В этом отношении Габала была бы для России предпочтительней, но по ряду причин эта станция становится для нас второстепенной
«В настоящее время речь идет о продлении договора на два–три года в существующих сегодня параметрах, в том числе финансовых», – сообщил в пятницу РИА «Новости» близкий к переговорному процессу источник.
По его словам, этого срока будет достаточно для того, чтобы разрешить все разногласия между Азербайджаном и Россией, связанные с финансовыми условиями аренды объекта в Габале, а также разработать компромиссный вариант соглашения на более длительный срок.
Спор вокруг дальнейшей судьбы российской базы в Азербайджане тянется с прошлого года. В Москве рассчитывали выйти на новый договор к прошедшему июню. Так, в начале года глава МИДа Сергей Лавров уверял, что серьезных разногласий у сторон по этому вопросу нет. «Принципиальных проблем по вопросу об арендной плате не существует, и делегации двух стран должны договориться», – подчеркивал он.
Тем не менее позднее стало известно, что Баку выставил Москве слишком высокий ценник за аренду. В частности, речь шла об увеличении оплаты с нынешних 7 млн долларов до 300 млн в год.
В России такие требования назвали чересчур завышенными. Военные источники, в частности, называли многократное увеличение стоимости аренды ничем не обоснованным, отмечая, что запрашиваемой Азербайджаном суммы хватит на строительство двух новых аналогичных станций. Впоследствии в Москве заговорили о том, что Россия полностью откажется от Габалы. «В силу складывающихся обстоятельств, как считают в Минобороны России, у российской стороны не остается иной альтернативы, кроме как уйти из Габалы», – отмечали информированные источники.
В Баку, однако, столь резкое увеличение аренды объясняли тем, что район, в котором расположена РЛС, представляет туристическую ценность.
«Если действующая радиолокационная станция в Габале нужна России с точки зрения безопасности, то Азербайджану должно быть разъяснено, в чем выгода нашей страны во взаимодействии с Россией в этом вопросе, выходящем за рамки вопроса безопасности. Возникает вопрос: во сколько оцениваются риски со стороны РФ? Если Россия оценивает этот объект в 15 млн долларов, значит, он незначителен с точки зрения его рентабельности», – комментировал позицию Баку в этом вопросе азербайджанский политолог Расим Мусабеков.
При этом наблюдатели отмечали, что Москва теоретически может найти альтернативу Габале. В качестве такого варианта называлась РЛС «Воронеж» в Армавире.
В начале сентября командующий российскими Войсками воздушно-космической обороны генерал-полковник Олег Остапенко подтвердил, что эта станция сможет «перекрыть» зону ответственности Габалы и даже превзойдет ее по своим параметрам. «РЛС будет поставлена на дежурство в первом квартале следующего года», – добавил он.
Тем не менее эксперты указывают на то, что Габалинская РЛС просматривает небо дальше. «В этом отношении Габала была бы для России предпочтительней. Но по ряду причин эта станция становится для нас второстепенной. Ведь она находится на территории другого государства, которое и осуществляет ее прикрытие. А это означает большую зависимость от Азербайджана», – пояснил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Владислав Шурыгин.
Другой проблемой, по его словам, является неурегулированность карабахского конфликта, посредником в котором выступает Россия. «Поэтому в любом случае Азербайджан будет ставить в качестве главного условия возвращение этой территории и давление на Армению. То есть это целый узел проблем. И мне представляется сомнительным то, что Россия сможет за три года их решить. Поэтому заключение договора на три года – практичный и здравый шаг на фоне понимания того, что заглядывать дальше пока не имеет смысла», – пояснил Шурыгин.