Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, в РПЦ вновь потребовали проверить сочинения Владимира Ленина на экстремизм. По мнению высокопоставленного сотрудника Синода, протоиерея Димитрия Смирнова, это стало бы шагом на пути развенчания положительного образа «вождя», которому по-прежнему симпатизирует часть общества.
Смирнов напомнил, что в свое время немецкий народ точно так же сформулировал свое отношение к Гитлеру, покаявшись за то, что сочувствовал его идеям, а также удалив все топонимы с улиц немецких городов и наложив официальный запрет на пропаганду и распространение его трудов. Ленина протоиерей назвал «еще большим злодеем, чем Гитлер».
РПЦ не впервые выступает с подобной инициативой. Как писала газета ВЗГЛЯД, в апреле к этому уже призывал глава Синодального отдела Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Главный научный сотрудник Института российской истории РАН, академик РАЕН Владимир Лавров также обратился к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой проверить работы Ленина на предмет экстремизма.
О своем отношении к инициативам православных священников в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал первый секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин.
ВЗГЛЯД: Валерий Федорович, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов предложил проверить сочинения Ленина на экстремизм. По-вашему, отчего эта тема стала вновь актуальной для РПЦ?
Валерий Рашкин: Это болезнь. Она лечится, но в определенных местах. У нас уже была инквизиция, когда книги сжигали на кострах. Я бы посоветовал Смирнову изучать эту историю. Эту инициативу я объясняю тем, что РПЦ просто подвержена эпидемии, которую я называю «Власть сказала, а мы подхватили». Церковь всегда поддерживала власть предержащих. Сегодня это класс олигархии, капитала и чиновников. И они поддерживают этот класс. И сейчас власть сказала – они и поддержали.
ВЗГЛЯД: Можно вспомнить, что Церковь поддерживает призыв Владимира Мединского, ставшего недавно министром культуры, захоронить тело Ленина.
В.Р.: Правительство формирует президент. И министры, и президент – это одна команда. И всегда находятся люди, подобострастно поддерживающие идеи власти.
ВЗГЛЯД: В трудах Ленина действительно есть, например, такие призывы: «Произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев. Сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города»... Разве эти заявления не подпадают под действие закона об экстремизме?
В.Р.: Это безумие. Так как экстремизм можно найти и в произведениях Пушкина, Лермонтова, Толстого. Возьмите любое гениальное произведение, и его можно будет интерпретировать как угодно и подогнать его под экстремизм. Но это не научный подход или подход образованного человека. Таким образом мы легко вернемся в период инквизиции и сжиганию на кострах всех произведений, которые не разрешены Церковью или религией. Но мы уже далеко ушли от этого периода.
Если власть молчит в ответ на такого рода высказывания, я считаю, она стимулирует их. Считаю, что по этому поводу должны высказаться не только научная общественность, но и власть предержащая элита. Такого рода инициативы надо пресечь на корню.
ВЗГЛЯД: Многие ваши коллеги всегда с уважением отзываются о Церкви, пытаясь найти общие «государственнические» ценности. Лидер вашей партии Геннадий Зюганов уже не раз называл Иисуса Христа «первым коммунистом»... Однако из уст отцов Церкви не слышно никаких комплиментов в ваш адрес. Наоборот, патриарх Кирилл только за последний месяц посетил и Катынь, и Соловки, где провел поминальные службы по жертвам красного террора. Другие священники также жестко порицают советский режим. Намерена ли ваша партия занять официальную позицию, например, по такому принципиальному вопросу, как дело Pussy Riot? К примеру, поставить этот вопрос на пленуме ЦК?
В.Р.: Делом Pussy Riot должны заниматься другие органы.
А позицию РПЦ в отношении КПРФ разделяют не все верующие. Критика коммунистов – это высказывания отдельных достаточно несдержанных личностей, не изучивших историю. Я знаю многих служителей Церкви, которые достаточно сдержанно относятся к нашей истории и не затрагивают больные вопросы в своих проповедях. Но почему-то выпячивается только мнение отдельных личностей, ориентированных на политику президента, правительства и их команду. Я думаю, это целая политика, которая внедряется в жизнь. В целом такие критические высказывания в отношении Церкви допускают лишь единицы священнослужителей, и я бы не обобщал.
ВЗГЛЯД: Но Зюганов в апреле заявил, что на РПЦ, которая «собирает и держит страну, идет мощное покушение. Потому что как только духовные корни выдернут, все остальное развалится»...
В.Р.: Это мнение отдельного члена партии, даже если он ее лидер, и не более. Ни на пленуме, ни на съезде мы не обсуждали эти вопросы.