Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области возбуждено уголовное дело в отношении 27-летнего жителя города Москвы. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, по признаку принадлежности к социальной группе, совершенные публично), говорится на официальном сайте Следственного управления СК РФ по Владимирской области.
Любые фильмы, любые произведения, пропагандирующие национальную рознь, должны быть как-то ограничены: как фашистские, так и антифашистские
По версии следствия, 19 июня 2011 года в помещении одного из кафе города Владимира Андрей Иванов, придерживающийся взглядов неформального движения «Антифа», публично представил на обозрение видеоролик, заведомо для подозреваемого содержащий факты негативной оценки сторонников националистических взглядов, пропагандирующий неполноценность граждан по признаку их принадлежности к социальной группе и призыв к враждебным действиям по отношению к скинхедам. Не очень понятно, к слову, почему следствие озаботилось данным инцидентом только более чем через год.
Как объясняет сам Андрей Иванов в интервью, опубликованном на сайте «Антифа», призывов никаких не было.
«Я приехал в город Владимир, меня повязали правоохранительные органы из отдела «Э» и повезли меня сначала на проверку наркотиков, причем они не нашли ничего, даже алкотестер им ничего не показал. Они еще провели тестирование на всякие другие наркотики, которых тоже не нашли. Меня посадили в кутузку, я там просидел всю ночь, и на следующее утро меня повезли в следственное управление Владимирской области. Фильм – познавательный, просто показать общественности, что существует такая субкультура», – рассказал антифашист.
Адвокат Иванова Светлана Сидоркина пояснила, что защита будет опираться на оценки экспертов. «Я считаю, что это интеллектуальное уголовное дело, поэтому нужно доказывать, что в показанном фильме нет состава статьи 282 ч.1. Для этого нужно работать со специалистами в области социологии, культуры, лингвистики. Понятие «социальная группа» поддается вольному трактованию со стороны правоохранительных органов. Что в данном случае подразумевают правоохранительные органы, пока можно только предполагать. Наверное, что социальная группа – это скинхеды, под которыми они понимают фашистов и националистов», – рассказала адвокат.
Со сложностью трактовки «социальной группы» согласен Максим Кронгауз, профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ. «Любое дело по 282-й статье трудно комментировать. Не только понятие «социальная группа», но и понятие «разжигание» являются очень условными. Мы не понимаем, что это значит. Если речь идет о прямых призывах, то это надо пресекать. А что такое «выставить в негативном свете» мне совершенно не понятно», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Правоохранительные органы Владимира уже провели психолого-лингвистическую экспертизу, но о результатах еще не сообщается. Адвокат Андрея Иванова опасается, что может возникнуть проблема непонимания. «Сейчас преподносят, что скинхеды – это фашисты. Но это не фашисты и не националисты, это субкультура, которая есть во всем мире. Националисты и фашисты к скинхедам никакого отношения не имеют», – объяснила Светлана Сидоркина.
Формально, согласно букве закона, Сидоркина права: и националисты, и фашисты как идеологические течения не запрещены в России, запреты касаются отдельных организаций, призывающих к расправам над теми или иными категориями граждан.
Об однобокости применения 282-й статьи неоднократно высказывались многие адвокаты и эксперты.
Егор Холмогоров, главный редактор сайта «Русский обозреватель», тоже считает, что дело Иванова отразится на либеральной общественности.
«Статьи о «национальной, социальной и религиозной ненависти» разрабатывались для применения против определенных групп – русских националистов, ультралевых, с какого-то момента к ним прибавились еще и ваххабиты – после того как они стали взрывать дома и убивать заложников. Либеральная общественность правоприменением была из этой статьи исключена. В тот момент, когда приговоры по 282-й стали вызывать слишком много простых и понятных вопросов, прозвучали слова Путина о том, что отменять статью, конечно, нельзя, но надо скорректировать правоприменительную практику. И с тех пор – это, кстати, не первый уже случай – начинает «прилетать» к тем, кто считает своей привилегией не садиться, а сажать по 282-й статье. При этом, разумеется, границы размываются до предела», – заявил Холмогоров.
Никто из экспертов не спорит с тем, что скинхеды, если они не призывают к фашистским, враждебным действиям, не унижают и не дискриминируют, могут выступать в качестве «социальной группы». Законодательство не выделяет эту категорию каким-то особым образом. Но подобное дело является прецедентом, т.к. скинхеды никогда ранее не выступали в качестве защищаемой социальной группы.
Дмитрий Аграновский, адвокат, занимающийся политическими делами, считает, что подобное уголовное дело может стать фактом, который позволит уравнять всех перед существующим законом.
«Мне кажется, что любые фильмы, произведения, пропагандирующие национальную рознь, должны быть как-то ограничены. Как фашистские, так и антифашистские. Я в процессах, например по делу Павла Скачевского, видел ролики, изготовленные антифашистами, где они на улице избивают скинхедов, причем те никакой агрессии не выказывают. Такие вещи ведь должны быть как-то наказуемы. Это почему-то преподносится как какая-то сенсация. На сегодняшний день применение 282-й статьи – это игра в одни ворота, не зря ее называют «русской статьей». Но совместными усилиями можно попробовать, раз уж статья не отменена, чтобы она стала равной для всех», – прокомментировал ситуацию адвокат.
Эксперты согласны в одном – главное, чтобы обвинение было обоснованным. «Если что-то противоправное совершили, пусть несут ответственность, но если обвинение не обосновано, надеюсь, дело будет прекращено», – отметил Дмитрий Аграновский.