Законопроект о дополнительном контроле за получающими иностранные гранты НКО, который вызвал на неделе столь горячее обсуждение, как ни странно, обсуждался в Думе не более получаса. Кроме справороссов никто не оспаривал эту инициативу.
Под неодобрительный свист коллег они ограничились лишь кратким выпадом в адрес авторов документа, но при этом эсеры даже не рискнули голосовать против и просто не стали участвовать в голосовании. Вероятно, они опасались упреков в заигрывании с Западом.
Федотову нужно вспомнить не о международных интересах, а об интересах граждан России, и не нужно искать никаких интерпретаций в этом законе
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, законопроект касается узкой группы гражданских организаций, финансирующихся иностранцами и занятых политической деятельностью. Такого рода НКО должны будут отныне зарегистрироваться в Минюсте как «исполняющие функции иностранного агента». Любая информация, распространяемая такими агентами, должна будет сопровождаться указанием на их статус.
Кроме того, «агенты» будут обязаны о средствах из-за рубежа и их расходовании отчитываться перед Минюстом каждые три месяца. Деятельность агентов, не выполнивших правило о регистрации, будет приостанавливаться на полгода. Отказ от предоставления отчетности будет грозить юрлицам штрафом до 1 млн руб. Сотрудничество с НКО, работа которого приостановлена Минюстом, будет караться штрафом от 5 тысяч до 50 тысяч рублей.
Ряд поправок вводится и в Уголовный кодекс. До 3 лет тюрьмы будет грозить тем, кто создает организации, призывающие россиян к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению ими других противоправных деяний.
Под действие нового закона об НКО, выполняющих функции иностранного агента, попадут, по словам авторов, не менее сотни, но не более тысячи организаций. Встать в специальный реестр, вероятно, придется в числе других таким известным НКО, как «Голос» или «Transparency International – Россия».
Глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая заверила коллег, что с принятием закона функционирование такого рода НКО не сильно изменится. Через все упоминаемые в законе проверки НКО приходится проходить и сегодня, а слово «агент» и так используется, например, в гражданском праве очень часто, и не вызывает ни у кого нареканий. «НКО должны представляться и говорить, кто они есть на самом деле. Тем, кто говорит правду, нечего прятаться», – сказала Яровая.
Главный автор закона Александр Сидякин поспешил добавить, что, несмотря на всю «истерику и бред», законопроект полностью учитывает международный опыт, а в ряде положений даже является просто «калькой» американского законодательства.
«За последние годы около 7 млрд рублей получили 1000 российских НКО. Примерно 100 из них занимаются политической деятельностью. И в 2011 году эти поступления резко увеличились, так как на этот период пришелся избирательный период в стране, который такие организации поливали грязью. Пусть граждане знают, из чьего рупора эта грязь льется, и потом делают свои выводы», – подчеркнул он.
По его информации, только организация «Голос», которая ведет мониторинг избирательной кампании, получила более 2 млн долларов из британских и американских источников.
Коммунист Олег Смолин поинтересовался у депутатов, а не подпадут ли под этот закон родные ему организации инвалидов и негосударственные вузы, имеющие отделения за рубежом. Председатель профильного комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, либерал-демократ Ярослав Нилов, выступавший содокладчиком, заявил, что да, но только в том случае, если эти организации потребуют, например, отставки мэра какого-то города, не создавшего приемлемые условия для тех же инвалидов. «Но тогда встает вопрос о том, почему этот чиновник идет в суд, а не строит дома для инвалидов», – признал Нилов.
Другой коммунист Владимир Кашин поспешил заявить, что КПРФ поддержит законопроект. Он сказал, что его партия еще помнит, как разваливали СССР и как в последние 3–4 года, как в арабском мире, действовали силы, которые хотели навязать насаждение политических режимов, работающих на иную страну.
«Они делают все, чтобы внедриться в систему власти и при наступлении часа икс действовать в соответствии с теми заданиями, которые они получили. Исходя из того, что мы должны оберегать нашу страну, как святыню», – подчеркнул он.
С критикой документа выступили лишь справороссы. Так, Геннадий Гудков* спросил докладчиков, подпадут ли под действие закона «крупнейшие получатели иностранных грантов, Минобороны и Росатом, получившие 500 млн долларов по этим различным программам». Либерал-демократ Нилов, конечно же, ответил, что институты власти под закон не подпадают.
Затем на трибуну поднялся участник протестных митингов, справоросс Илья Пономарев. «Спасибо вам, дорогие коллеги, – обратился он к единороссам с сарказмом в голосе. – Теперь мы точно знаем, как пройдут региональные выборы. На всех билбордах будет написано уже не только партия жуликов и воров, но и партия иностранных агентов. Так как «Единая Россия» – единственная партия, получающая гранты за рубежом... Молодцы! Осталось только, чтобы на входе в Белый дом в точности такую же табличку повесили – «Здесь сидят иностранные агенты». И в Кремле тоже, но это временно».
При этом Пономарев никак не аргументировал свое заявление, что, видимо, только усилило возмущение депутатов от правящей партии. Они начали свистеть, что-то кричать, а потом еще и аплодировать, пытаясь заглушить речь. Особенно эмоционально на выступление Пономарева откликался один из лидеров «Единой России» Андрей Исаев. Он все время что-то выкрикивал с места, так что в итоге даже спикеру Сергею Нарышкину пришлось вмешаться и призвать коллег позволить оппозиционеру закончить выступление. Но Пономарев лишь посоветовал своим оппонентам не углублять раскол в обществе и поспешил вернуться на место.
На этом дебаты завершились. Голосами 323 думцев проект был принят, против голосовали всего четверо.
Теперь у справороссов остался шанс сразиться со сторонниками закона уже в комитетах, ведь на подготовку поправок у них есть всего неделя. Свои предложения в Госдуму уже направили Общественная палата, которая сочла, что в нем слишком много размытых понятий, а также президентский Совет по правам человека. Одно из главных требований совета – ограничить число НКО, подпадающих под определение «иностранный агент», только теми организациями, которые работают в интересах своего иностранного спонсора. Об этом накануне газете ВЗГЛЯД говорил глава совета Михаил Федотов.
В пятницу Федотов вновь выступил с критикой в адрес проекта, заявив, что его принятием государство подало бы неверный сигнал НКО. «Обратите внимание, что создание Открытого правительства – это опора на структуру гражданского общества, на НКО, – сказал Федотов, отвечая на вопрос газеты ВЗГЛЯД. – Сейчас благодаря этому «замечательному» законопроекту, возникает новая функция. С одной стороны, государство подает сигнал прародителям НКО через формирование структуры Открытого правительства, через принятие закона о социально-ориентированных НКО, а с другой стороны, готовится к принятию закона, который нацелен в противоположном направлении. Это называется нонсенс».
Федотов затруднился ответить на вопрос газеты ВЗГЛЯД, насколько большим влиянием сегодня пользуются в обществе российские НКО, которые получают зарубежные гранты.
Однако предложения Федотова думцы вряд ли учтут. Как заявила после голосования газете ВЗГЛЯД Ирина Яровая, концепция закона абсолютна правильна. «Федотову нужно вспомнить не о международных интересах, а об интересах граждан России, и не нужно искать никаких интерпретаций в этом законе. Мы будем защищать интересы нашего гражданского общества и наших граждан», – пообещала она.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом