Дмитрий Губин Дмитрий Губин Линия фронта проходит через историю

Рядом с Сумами еще один полковой город – Ахтырка. Самым знаменитым командиром, а затем и шефом ахтырских гусар был поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов. На линии фронта что ни город или даже деревня – то русская история.

22 комментария
Максим Соколов Максим Соколов «Скажите спасибо, что живыми отпускаем»

До конца 1940 года Латвию покинули 48,6 тыс. немцев. Осталось около тринадцати с половиной тысяч. Но все это было детской шуткой по сравнению со следующим этапом ректификации. Оккупированную Латвию делали judenfrei.

11 комментариев
Александр Дементьев Александр Дементьев Одиночество США могут понять только русские

Империофобия – это болезнь недообразованных интеллектуалов, исполненных надменности и желчи, унижающих целые народы по факту их принадлежности к строительству империи.

24 комментария
6 июля 2012, 22:40

«Из чьего рупора»

Госдума приняла в первом чтении закон об иностранных агентах

«Из чьего рупора»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ирина Костюкова

Голосами трех фракций Госдума одобрила законопроект об НКО, финансируемых из-за рубежа. За несколько часов до его принятия все депутаты «Единой России» решили объявить себя соавторами документа, поддержав своего коллегу Александра Сидякина, который готовил законопроект с самого начала. В итоге против решились голосовать лишь четверо думцев.

Законопроект о дополнительном контроле за получающими иностранные гранты НКО, который вызвал на неделе столь горячее обсуждение, как ни странно, обсуждался в Думе не более получаса. Кроме справороссов никто не оспаривал эту инициативу.

Под неодобрительный свист коллег они ограничились лишь кратким выпадом в адрес авторов документа, но при этом эсеры даже не рискнули голосовать против и просто не стали участвовать в голосовании. Вероятно, они опасались упреков в заигрывании с Западом.

Федотову нужно вспомнить не о международных интересах, а об интересах граждан России, и не нужно искать никаких интерпретаций в этом законе

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, законопроект касается узкой группы гражданских организаций,  финансирующихся иностранцами и занятых политической деятельностью. Такого рода НКО должны будут отныне зарегистрироваться в Минюсте как «исполняющие функции иностранного агента». Любая информация, распространяемая такими агентами, должна будет сопровождаться указанием на их статус.

Кроме того, «агенты» будут обязаны о средствах из-за рубежа и их расходовании отчитываться перед Минюстом каждые три месяца. Деятельность агентов, не выполнивших правило о регистрации, будет приостанавливаться на полгода. Отказ от предоставления отчетности будет грозить юрлицам штрафом до 1 млн руб. Сотрудничество с НКО, работа которого приостановлена Минюстом, будет караться штрафом от 5 тысяч до 50 тысяч рублей.

Ряд поправок вводится и в Уголовный кодекс. До 3 лет тюрьмы будет грозить тем, кто создает организации, призывающие россиян к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению ими других противоправных деяний.

Под действие нового закона об НКО, выполняющих функции иностранного агента, попадут, по словам авторов, не менее сотни, но не более тысячи организаций. Встать в специальный реестр, вероятно, придется в числе других таким известным НКО, как «Голос» или «Transparency International – Россия».

Глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая заверила коллег, что с принятием закона функционирование такого рода НКО не сильно изменится. Через все упоминаемые в законе проверки НКО приходится проходить и сегодня, а слово «агент» и так используется, например, в гражданском праве очень часто, и не вызывает ни у кого нареканий. «НКО должны представляться и говорить, кто они есть на самом деле. Тем, кто говорит правду, нечего прятаться», – сказала Яровая.

Главный автор закона Александр Сидякин поспешил добавить, что, несмотря на всю «истерику и бред», законопроект  полностью учитывает международный опыт, а в ряде положений даже является просто «калькой» американского законодательства.

«За последние годы около 7 млрд рублей получили 1000 российских НКО. Примерно 100 из них занимаются политической деятельностью. И в 2011 году эти поступления резко увеличились, так как на этот период пришелся избирательный период в стране, который такие организации поливали грязью. Пусть  граждане знают, из чьего рупора эта грязь льется, и потом делают  свои выводы», – подчеркнул он.

По его информации, только организация «Голос», которая ведет мониторинг избирательной кампании, получила более 2 млн долларов из британских и американских источников.

Коммунист Олег Смолин поинтересовался у депутатов, а не подпадут ли под этот закон родные ему организации инвалидов и негосударственные вузы, имеющие отделения за рубежом. Председатель профильного комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, либерал-демократ Ярослав Нилов, выступавший содокладчиком, заявил, что да, но только в том случае, если эти организации потребуют, например, отставки мэра какого-то города, не создавшего приемлемые условия для тех же инвалидов. «Но тогда встает вопрос о том, почему этот чиновник идет в суд, а не строит дома для инвалидов», – признал Нилов.

Другой коммунист Владимир Кашин поспешил заявить, что КПРФ поддержит законопроект. Он сказал, что его партия еще помнит, как разваливали СССР и как в последние 3–4 года, как в арабском мире, действовали силы, которые хотели навязать  насаждение политических режимов, работающих на иную страну.

«Они делают все, чтобы внедриться в систему власти и при наступлении часа икс действовать в соответствии с теми заданиями, которые они получили. Исходя из того, что мы должны оберегать нашу страну, как святыню», – подчеркнул он.

С критикой документа выступили лишь справороссы. Так, Геннадий Гудков* спросил докладчиков, подпадут ли под действие закона «крупнейшие получатели иностранных грантов, Минобороны и Росатом, получившие 500 млн долларов по этим различным программам». Либерал-демократ Нилов, конечно же, ответил, что институты власти под закон не подпадают.

Затем на трибуну поднялся участник протестных митингов, справоросс Илья Пономарев. «Спасибо вам, дорогие коллеги, – обратился он к единороссам с сарказмом в голосе.  – Теперь мы точно знаем, как пройдут региональные выборы. На всех билбордах будет написано уже не только партия жуликов и воров, но и партия иностранных агентов. Так как «Единая Россия» – единственная партия, получающая гранты за рубежом... Молодцы! Осталось только, чтобы на входе в Белый дом в точности такую же табличку повесили – «Здесь сидят иностранные агенты». И в Кремле тоже, но это временно».

При этом Пономарев никак не аргументировал свое заявление, что, видимо, только усилило возмущение депутатов от правящей партии. Они начали свистеть, что-то кричать, а потом еще и аплодировать, пытаясь заглушить речь. Особенно эмоционально на выступление Пономарева откликался один из лидеров «Единой России» Андрей Исаев. Он все время что-то выкрикивал с места, так что в итоге даже спикеру Сергею Нарышкину пришлось вмешаться и призвать коллег позволить оппозиционеру закончить выступление. Но Пономарев лишь посоветовал своим оппонентам не углублять раскол в обществе и поспешил вернуться на место.

На этом дебаты завершились. Голосами 323 думцев проект был принят, против голосовали всего четверо.

Теперь у справороссов остался шанс сразиться со сторонниками закона уже в комитетах, ведь на подготовку поправок у них есть всего неделя. Свои предложения в Госдуму уже направили Общественная палата, которая сочла, что в нем слишком много размытых понятий, а также президентский Совет по правам человека. Одно из главных требований совета – ограничить число НКО, подпадающих под определение «иностранный агент», только теми организациями, которые работают в интересах своего иностранного спонсора. Об этом накануне газете ВЗГЛЯД говорил глава совета Михаил Федотов.

В пятницу Федотов вновь выступил с критикой в адрес проекта, заявив, что его принятием государство подало бы неверный сигнал НКО. «Обратите внимание, что создание Открытого правительства – это опора на структуру гражданского общества, на НКО, – сказал Федотов, отвечая на вопрос газеты ВЗГЛЯД. – Сейчас благодаря этому «замечательному» законопроекту, возникает новая функция. С одной стороны, государство подает сигнал прародителям НКО через формирование структуры Открытого правительства, через принятие закона о социально-ориентированных НКО, а с другой стороны, готовится к принятию закона, который нацелен в противоположном направлении. Это называется нонсенс».

Федотов затруднился ответить на вопрос газеты ВЗГЛЯД, насколько большим влиянием сегодня пользуются в обществе российские НКО, которые получают зарубежные гранты.

Однако предложения Федотова думцы вряд ли учтут. Как заявила после голосования газете ВЗГЛЯД Ирина Яровая, концепция закона абсолютна правильна. «Федотову нужно вспомнить не о международных интересах, а об интересах граждан России, и не нужно искать никаких интерпретаций в этом законе. Мы будем защищать интересы нашего гражданского общества и наших граждан», – пообещала она.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Комментарии экспертов

Михаил Прохоров, глава Союза биатлонистов России, миллиардер
Михаил Прохоров, глава Союза биатлонистов России, миллиардер
Моя позиция такая: предложения ужесточить контроль за деятельностью НКО – плохи. Но вовсе не целями, которые декларируют авторы закона. «Обеспечение открытости и публичности в деятельности некоммерческих организаций» – очень достойная задача. Вот только инструментарий, который предполагается применять, входит в прямое противоречие с заявленными целями. Проблемная зона нового закона – это, прежде всего, безграмотное и размытое определение «политического». Уверен, что к «политическому» в наших реальных условиях будет скопом отнесено все, что можно трактовать как вторжение в прерогативы родной бюрократии. Естественно, со всеми вытекающими последствиями. Между тем, все НКО, каждое в своей сфере, занимаются именно политикой. Гражданской политикой. В сфере экологии, образования, борьбы с наркотиками, пропаганды здорового образа жизни, социальных инициатив и так далее. Гражданская политика – это нормальное занятие для десятков тысяч таких организаций. Эта политика реально меняет к лучшему жизнь во многих городах и регионах России. Именно здесь есть потенциал для здоровых перемен в обществе. И надо бы бережнее относиться к этому потенциалу. Но новый закон, наоборот, рубит ростки гражданской активности. Закон загоняет все НКО в плоскость «власть vs оппозиция». Это, конечно, удобно и чиновникам, и радикалам на оппозиционном фланге. Но множество НКО далеки от этого противостояния. По сути, мы получаем искусственную политизацию там, где должен быть нормальный процесс развития гражданского общества. Но самое неприятное в законе – оскорбительный статус «организация, выполняющая функции иностранного агента». Прямой смысл этой формулы – организация, которая действует в интересах другого государства – неприменим ни к одной из тысяч общественных организаций, получающих помощь в рамках западных благотворительных программ или от неправительственных фондов. Но законодателей это не смущает. Да, наши некоммерческие организации нуждаются в финансировании. У них большие проблемы с уровнем менеджмента. Есть случаи банального воровства. И да, есть случаи, когда иностранные деньги в некоммерческом секторе экономики работают против России. Но, как и в бизнесе, – это лишь отдельные случаи, а не норма и не правило. Любая некоммерческая организация собирает деньги на свои уставные цели. Это нормально, это называется фандрайзинг. Проблема в том, что наше законодательство и бюрократия затрудняют донорство со стороны отечественного частного бизнеса, что и приводит к росту доли иностранных денег в бюджетах НКО. Это плохо, но это не превращает никого из них в «иностранного агента». По-моему, видеть во всех гражданских лидерах иностранных лоббистов – это прямой путь к потере взаимного доверия между обществом и властью. Однако законодатели сейчас явно смешивают деятельность НКО с лоббизмом. Я уже не раз говорил, но повторю: не умея нормально отрегулировать лоббизм как сферу общественных отношений, власть наносит стране серьезный урон // БЛОГ МИХАИЛА ПРОХОРОВА
..............