В пятницу было обнародовано постановление правительства от 25 июня, которое разрешает НАТО наряду с наземным порядком транзита комбинированный – железнодорожный, автомобильный и воздушный, передает РИА «Новости».
Лучше, чем в Ульяновске, не найти терминала, чтобы это организовать. Там планируется не база НАТО, а чисто логистический центр
Как отмечается в постановлении, вооружения, военная техника и военное имущество должны пройти обычную таможенную процедуру с соблюдением законодательства Таможенного союза и России.
Во-вторых, на все перевозимое вооружение должен представляться официальный сертификат по согласованной форме. В-третьих, грузовые операции с перевозимым вооружением должны производиться в присутствии должностных лиц таможенных органов.
Ульяновская отступательная операция
Российское правительство не планирует создание каких-либо баз НАТО под Ульяновском, сообщения на эту тему беспочвенны, подтвердил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
«Никаких натовцев, никаких баз натовских, никакой колючей проволоки, никаких физиономий в прекрасной униформе стран – членов НАТО быть не может. Это исключено», – сказал Рогозин в эфире радио «Эхо Москвы», комментируя решение правительства.
Рогозин отметил, что принятое решение «регламентирует деятельность российских транспортных служб по зарабатыванию денег на натовском транзите».
«Постановление регулирует отношения железнодорожных и воздушных операторов Российской Федерации, направленные на обеспечение этого транзита. То есть воздушным путем везут российские самолеты, наземным – российские поезда. Вот и все. Контейнеры чужие, а транспорт – только наш», – сказал Рогозин.
Он отметил, что Россия заинтересована в том, чтобы силы международной коалиции ушли из Афганистана. «Мы «открываем ворота» и зарабатываем деньги на этом», – сказал он.
По словам вице-премьера, все разговоры о том, что под Ульяновском создается натовская база, не соответствуют действительности, он готов «на ящик коньяка поспорить» с теми, кто утверждает подобное.
«Неужели кто-то думает, что я мог бы подписать документ, санкционирующий создание базы НАТО на территории России?!» – заявил Рогозин. Он напомнил, что Россия уже несколько назад подписала соглашение, разрешающее военный транзит ряда стран, в том числе Италии, Германии, Испании, через свою территорию. Это было сделано в соответствии с решениями Совбеза ООН, который в 2001 году разрешил ввод международной коалиции в Афганистан.
Геополитическая конкуренция
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в марте Россия объявила о намерении расширить долю своего участия в выводе грузов НАТО из Афганистана. Это произошло на фоне ухудшения отношений США с Пакистаном, через который натовский транзит в основном шел до сих пор. Москва и Брюссель договорились о создании воздушного и наземного перевалочного пункта в Ульяновске. Новость вызвала громкий резонанс: оппозиция, в первую очередь КПРФ, обвинила руководство страны в желании допустить на свою территорию базу НАТО.
Вместе с тем в НАТО не хотели бы усиливать свою зависимость от России. В НАТО не исключили и другие маршруты. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в начале июня объявил, что дополнительные договоренности по транзиту были достигнуты с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией, что также дает альянсу альтернативу.
«Если не будет транзита через Пакистан, то Соединенные Штаты оказываются полностью зависимыми от северного направления, то есть от Российской Федерации, и это представляет серьезную угрозу для США», – отмечал ранее в интервью газете ВЗГЛЯД директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.
В свою очередь директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко уверен, что транзит через Ульяновск – «наиболее выгодное для НАТО предложение». «Мы говорим о сочетании транзита: железная дорога плюс авиаперевозки. Лучше, чем в Ульяновске, терминала, чтобы это организовать, не найти. Там планируется не база НАТО, как утверждает оппозиция, а чисто логистический центр, эксплуатируемый силами российских транспортных и грузовых компаний и российского персонала», – заявил газете ВЗГЛЯД Коротченко.
В интересах самой России, подчеркивает эксперт, присутствие группировки коалиционных сил в Афганистане. «Если они оттуда уйдут, это может негативно сказаться на стабильности в Средней Азии. Если произойдет экспорт исламского экстремизма, то это неизбежно затронет интересы России как основного участника ОДКБ», – уверен Коротченко.
Дальше, отмечает эксперт, возможен экспорт исламского экстремизма в Поволжье и на Северный Кавказ, чего России категорически не нужно. «Поэтому она поддерживает транзит НАТО, чтобы натовцы сдерживали своими усилиями талибов и «Аль-Каиду*» в Афганистане, а не пришлось бы это делать нашим военным уже в бывшем постсоветском пространстве», – заключил он.
Открытие НАТО-трафика
В апреле дискуссия об «ульяновской базе» состоялась и в Общественной палате (ОП). В итоге ее эксперты пришли к выводу, что появление перевалочного пункта не только не угрожает безопасности России, но и, более того, экономически выгодно. Общая величина рынка оценивается в сумму от 1,5 до 3 млрд долларов.
«Плюсов от всей этой затеи несколько – это не только деньги, которые пойдут в наш бюджет, но и создание новых рабочих мест в регионах, задействованных в транзите грузов, а в конечном счете и возможный механизм контроля деятельности НАТО в интересах макрополитической стабильности», – сказал тогда член ОП политолог Сергей Марков.
При этом член ОП, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев отметил, что это будет российский перевалочный ангар для преимущественно невоенных грузов НАТО. «На самом деле речь идет о двух старых ангарах, которые находятся на территории Ульяновского аэропорта и принадлежат частной российской фирме», – сказал газете ВЗГЛЯД Григорьев.
По его словам, ангары находятся под контролем ФТС и не предполагают присутствия представителей каких-либо стран, тем более военнослужащих. «Называть это базой НАТО и чрезмерно, и неправильно, и по существу совершенно неточно», – добавил политолог.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ